2014 год во всех отношениях стал годом краудфандинга – свою кампанию на самых популярных платформах Kickstarter и Indiegogo не запустил только ленивый. В Украине есть и отечественные площадки для сбора коллективного финансирования “Спільнокошт” и Na Starte, однако они ассоциируются скорее с социальными проектами. Редакция AIN.UA подводит краудфандинговые итоги 2014 года и предлагает еще раз вспомнить самые большие сборы, сокрушительные провалы и громкие скандалы в украинском сегменте.

Топ-3 украинских проектов

Разумеется, удачных украинских кампаний в 2014 году было намного больше: проект eCozy получил искомые $30 000 на систему для экономии отопления, молодой запорожец Артем Старостенко успешно собрал деньги на свою коллекцию хипстерских аксессуаров Verge, а луганчанину Александру Шпетному пожертвовали $147 000 на проект деревянного пулемета. На украинской платформе “Спільнокошт” тоже состоялась громкая история успеха – проекту интернет-телевидения Hromadske.tv удалось собрать 1,2 млн грн. Однако всего три кампании действительно запомнились и принесли своим авторам известность в коммьюнити.

Looksery

В рамках своей краудфандинговой кампании одесский стартап Looksery собрал на Kickstarter на $46 000. Сумма небольшая, но команда довольна исходом кампании. Стартап получил широкую известность, стал одним из трех победителей на конкурсе стартапов IDCEE 2014 и получил 5000 евро за третье место.

Looksery  – это мобильное приложение, которое позволяет в реальном времени изменять собственное лицо так, чтобы красиво смотреться на фото и во время видеочата. С его помощью можно похудеть, выровнять цвет кожи и устранить дефекты, изменить цвет глаз или форму черепа и даже притвориться персонажем фильма ужасов. В октябре одесситы выпустили первую версию для iOS-устройств. В целом оно бесплатное, но некоторые платные функции, обещанные бекерам, еще в разработке. Версию для Android обещают выпустить через несколько месяцев.

“С момента выхода приложение неоднократно занимало топовые позиции в магазинах приложений США, Мексики, Чехии, Словакии, Украины, России. Признано лучшим новым приложением в США, и получило рекламное место в App Store. Мы уже выпустили три обновления и в ближайшие дни выйдет новогоднее, со множеством новым фильтров”, – рассказывала AIN.UA накануне праздников директор по развитию проекта Юлия Красниенко.

Lunecase

Еще одним громким успехом стала кампания чехла для iPhone Lunecase. Кампанией занималась команда Concepter, предыдущим проектом которой стала знаменитая вспышка iBlazr. Однако после успешных сборов проект Lunecase полностью передали украинской компании Noloinc. “Мы сотрудничали. Они придумали идею, а Concepter помог ее коммерциализировать. Потому решили заниматься своими продуктами без партнерств, продали свою долю Lunecase их фаундеру и разошлись”, – рассказал AIN.UA СЕО Concepter Влад Тисленко. Его команда к продукту более не причастна.

Особенность чехла Lunecase в том, что на нем без подзарядки светятся индикаторы различных сообщений, которые поступили на устройство. На новый продукт украинцам удалось собрать почти $156 000. Примечательно, что на iBlazr в прошлом году собрали примерно столько же .

Искомые $50 000 поступили на счет Lunecase уже за первые 17 часов после запуска кампании. Не в последнюю очередь, команде удалось так быстро собрать нужную сумму за счет публикаций в популярных СМИ. На момент старта кампании о ней написали Engadget, Cnet, The Next Web, MacRumours, Gigaom и многие другие медиа.

LaMetric

А новым рекордсменом на Kickstarter среди украинских проектов в этом году стала кампания стартапа Smart Atoms по сбору средств на проект LaMetric. Команда собрала рекордные в украинском сегменте $370 000 на Kickstarter. При этом изначально львовяне просили всего $69 000. В проект поверили более 2 000 бекеров, а  все поставленные цели были достигнуты еще в середине кампании.

Дисплей LaMetric умеет отображать различную полезную информацию: оповещения из социальных сетей и почты, данные о состоянии погоды и даже вашего здоровья, благодаря синхронизации с приложениями вроде Google Calendar, CrossFit, Apple Store, IFTTT и другими.

Производить устройство для украинцев будет известная китайская фабрика Foxconn, которая делает устройства для Apple, Amazon, Pocketbook и других известных брендов. “Разработка LaMetric идет по плану, мы очень довольны партнером по производству. Уже готовы первые прототипы корпуса, сделанные заводом”, – рассказал AIN.UA СЕО Smart Atoms Назар Билоус. Команда собирается выслать бекерам устройства уже в январе 2015 года.

Неудачи

Хватало на поприще краудфандинга и неудач. Умный браслет-охранник SafeBand и постапокалиптическая компьютерная игра Skies досрочно прекратили сборы, так как уже на середине срока стало понятно, что искомую сумму им собрать не удастся. Немного не дособрали на интеллектуальный поисковик xDroid и беспроводную флешку Kwelea, а мобильная RPG-игра GetOut не собрала даже 10% от заявленной суммы.

Менее ожидаемым был провал кампании черкасских умных часов .klatz — из заявленных $140 000 им удалось собрать лишь $16 000 на платформе Indiegogo. У .klatz «умный» не только циферблат, но и ремешок. На экран смартвотча выводятся различного рода уведомления, как это предусмотрено в уже существующих моделях от мировых вендоров, однако его можно использовать не только как часы, но и как телефон для звонков и SMS. Дмитрий Гончаренко и Роман Яровой анонсировали свой концепт еще в апреле 2014 года, однако не торопились запускать кампанию, пока не будет готов прототип.

“Найти причину неудачи было непросто, и сейчас она до конца не ясна. Скорее всего, проблема в самом концепте. Людям психологически не комфортно использовать браслет как трубку. Это привлекает внимание и выводит пользователя из зоны комфорта. Люди не любят выглядеть странно, если они не ярые нон-конформисты”, – рассказал AIN.UA Дмитрий Гончаренко. Однако команда не сдается и планирует весной или летом перезапустить браслет в новом дизайне с ориентацией на бизнес-аудиторию.

Скандалы

Не обошлось в украинском краудфандинге и без скандалов. Пока Гончарук и Яровой дорабатывали свой продукт, на Indiegogo вышла кампания других умных часов Ritot, которую также запустили украинцы. Правда, у бекеров и экспертов до сих пор остаются сомнения насчет личности этих людей и реальности их ноу-хау.

Ritot напоминают часы из фильма «Время» с Джастином Тимберлейком — они проецируют время, уведомления из соцсетей и другую информацию прямо на запястье человека. Проект установил абсолютный рекорд украинского краудфандинга, собрав $1,4 млн. Сумма сборов почти на 3000% превысила запрашиваемую ($50 000), хотя кампания продлилась почти три месяца, поскольку стартаперы несколько раз продлевали сроки. С тех пор, как она завершилась, авторы проекта не публиковали никаких обновлений на Indiegogo. На комментарии пользователей они время от времени отвечают, а вот прессу с завидным упорством игнорируют.

Неприятности также постигли краудфандинговую кампанию украинской гейм-студии West Games, которая успешно собрала на свою «наследницу» S.T.A.L.K.E.R. – шутер от первого лица Areal – $64 000 при заявленных $50 000. Однако за 40 часов до окончания сборов администрация Kickstarter без объяснения причин приостановила сбор средств и заморозила кампанию. Это случилось после того, как на счет проекта всего от двух новых пользователей поступило $26 000 (до этого сбор средств продвигался медленно).

За время кампании авторы Areal, которые называют себя создателями S.T.A.L.K.E.R. и METRO: Last Light, обрели скандальную известность. Их обвинил в мошенничестве PR-менеджер конкурирующей украинской студии Vostok Games, сотрудники которой тоже работали над S.T.A.L.K.E.R.. Затем некоторые игроки с подозрением отнеслись к видеоролику об Areal, в котором заметили фрагмент Unity3D, хотя разработчики заявляли, что пользуются собственной технологией. Однако апогеем стало письмо, якобы подписанное президентом России Владимиром Путиным, в котором он попросил альфа-версию Areal и пригласил разработчиков в Кремль.

После закрытия кампании на Kickstarter West Games начала принимать пожертвования на своем сайте, однако сегодня он закрыт якобы на реконструкцию и дальнейшая судьба шутера неизвестна. Тем временем, основатель студии Евгений Ким объявил о старте разработки новой игры, которая будет называться STALKER Apocalypse. Деньги на нее Ким и команда также собирают методом краудфандинга, но уже не на Kickstarter, а на платформе WFunder. Тем временем владелец торговой марки S.T.A.L.K.E.R. заявил, что таким образом West Games нарушают его права.

Мнения экспертов

Эксперты в основном положительно относятся к такому явлению как краудфандинг и его трендовости в Украине. Хотя у некоторых есть сомнения на счет его эффективности. Мы спросили уважаемых в коммьюнити экспертов о потенциале краудфандинга в Украине и его влиянии на местную стартап-индустрию.

Основатель украинского бизнес-инкубатора GrowthUp и активный деятель стартап-индустрии Денис Довгополый

Если мы рассматриваем такие площадки как проверку спроса, то я оцениваю их положительно. Нельзя игнорировать такой отличный инструмент. Но если это привлечение денег, то надо быть очень осторожным. В процессе производства иногда выскакивают моменты, которые не были заложены в себестоимость изначально. С этим очень часто сталкиваются начинающие стартапы.

По мнению Дениса, только небольшая часть проектов может рассматривать такие площадки, как альтернативу инвестициям. Как показывает практика, опытная партия всегда превосходит в цене розничный продукт (если за спиной проекта стоит более или менее серьезный R&D). Таким образом, можно проверить уровень спроса и привлечь дополнительные инвестиции со стороны. Если же выводится простое устройство, да еще не на массовый рынок, то почему бы и не использовать такие площадки?

Управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев

Я считаю, что краудфандинг на украинской стартап-отрасли отразится только позитивно.  Фонды хотят инвестировать в основном на этапе готового продукта, как минимум прототипа и проверенного рынка. Собранный кеш на краудфандинг от тысяч и десятков тысяч покупателей дает посевные инвестиции и заодно доказывает гипотезу о рынке.

Мы в Aventures Capital в целом относимся позитивно к проектам после краудфандинга. Тем более, что у основателей остается еще по сути 100% капитала компании перед раундом. И даже если у проекта за плечами неудачная кампания, надежда и шансы привлечь венчурные инвестиции на свой проект есть. В этом смысле краудфандинг не самоцель, а лишь один из инструментов привлечения посевного финансирования и проверки гипотезы о рынке, но не единственный, и не для всех проектов правильный путь. Например, В2В-продукты редко привлекают первые деньги на краудфандинге – все же покупатели на такие продукты не конечные пользователи, а бизнесы.