Курсовые колебания в Украине привели к неожиданной смене схем оплаты интернет-рекламы для части клиентов. С начала нового года некоторые пользователи популярной рекламной сети Google AdWords, пытаясь оплатить этот сервис, столкнулись со сложностями. Владельцы карт “ПриватБанка” узнали, что банк закрыл оплату гривневых аккаунтов для AdWords, и платить теперь можно только в долларах. Держатели карт других банков советуют обращать внимание на возможность двойной конвертации и дополнительных комиссий при оплате зарубежных сервисов, включая Google AdWords. Редакция AIN.UA расспросила клиентов сети Google о том, как лучше оплачивать свои рекламные кампании в новых условиях.

Кто виноват

В конце прошлого года в “ПриватБанке” заметили, что из-за курсовых колебаний при DCC-операциях – когда зарубежные сервисы конвертируют валюту на своей стороне – банк теряет деньги (подробнее – здесь). И с начала января в банке решили вообще закрыть возможность расплачиваться гривнами в зарубежных сервисах, где конвертация проходит на стороне самих сервисов. В этот список, наряду с PayPal и Amazon, попала и рекламная сеть Google AdWords. В банке рекомендовали для таких платежей использовать долларовую карту и сняли запрет на покупку валюты в “Приват 24», чтобы можно было переводить деньги с гривневой карты на долларовую (до $100 в день).

Проблема для клиентов Google AdWords состоит в том, что в самом аккаунте сети поменять валюту невозможно. То есть, придется закрыть аккаунт в гривнах и открыть новый – долларовый. Есть решения для автоматического перенесения кампаний (AdWords Editor), но они не гарантируют, что аккаунт перенесется полностью без изменений и необходимости поправлять настройки. Так что для тех, кто ведет много рекламных кампаний, этот процесс может занять неделю или больше.

В украинском офисе Google официально отказываются комментировать действия “отдельных банков” и сообщают, что со стороны Google все работает, как и раньше: “Мы предоставляем достаточный набор платежей для Украины, включая банковский перевод в гривне по украинским бухгалтерским правилам”. В компании также советуют обращаться по телефонной линии поддержки (0 800 502 162). Но в саппорт дозвониться не всегда получается, а дозвонившимся поддержка объясняет, что помощи в переносе кампаний оказывать не будет, рассказывает предприниматель Антон Толстой.

Update: В Google прокомментировали ситуацию, но в довольно размытых выражениях. Если кратко, то клиентам предлагают разбираться с банками. 

На форуме Google AdWords где-то с конца декабря прошлого года идет очень оживленная дискуссия пользователей на эту тему, причем обсуждают как нововведение “ПриватБанка”, так и возможность двойной конвертации в других банках при оплате зарубежных сервисов. Комментариев вида “Вчера пополнил аккаунт на столько-то, а с карты стянули больше» – десятки.

Что делать

1. Открыть долларовый аккаунт и платить долларами. Здесь есть нюанс. Если раньше, когда за сервис можно было платить с гривневых карт, пересчет шел по курсу НБУ, то теперь нужно закупать доллары у банка. Так поступили в “Метнись кабанчиком” – с помощью “Приват24” заказали интернет-карту в долларах, куда можно переводить до $100 с гривневой карты, а потом эту карту добавили как альтернативный способ оплаты в AdWords, рассказывает CEO стартапа Роман Киригетов. Но, по словам предпринимателя, при переводе с гривневой карты на валютную считают по 19,3 грн/доллар (т.е. 1930 грн за $100). А при пополнении AdWords эти $100 конвертируются в 1560 грн на балансе. “Вот такое неприятное исчезновение 370 грн на каждые $100…”, – говорит Роман. C подобной проблемой сталкивался не только он: специалист по интернет-маркетингу Петр Деруга рассказал, что при оплате сумма снялась по курсу 15,5 грн, а зачислилась – по 19,6 (курс с того времени мог измениться).

2. Платить по безналичному расчету, ведь у Google в Украине есть юридическое лицо – ООО “Гугл Украина”, принимающее оплату в гривнах. “Есть альтернатива в виде безналичного платежа, но, к сожалению, для этого нужно перерегистрировать аккаунт в Google, и такой платеж проводится с НДС”, – пояснил AIN.UA IT-директор “ПриватБанка” Дмитрий Дубилет. – Надеемся решить проблему через Visa и MasterСard”. Редакция ожидает комментария от MasterСard по ситуации.

Если предприниматель захочет заплатить за Google AdWords по безналичному расчету, на его счет придет сумма с вычетом НДС. Если юрлица смогут списать НДС, то для частных предпринимателей это может быть ощутимым увеличением расходов.

3. Платить с карт других банков. “Как платили с карты “ОТП Банка”, так и платим – ничего не изменилось”, – рассказывает глава Repka.ua Дмитрий Латанский. Есть компании, которые пользуются картами сразу нескольких банков. К примеру, стартап Drone.ua использует для Google AdWords предоплату в гривне с привязанными картами “Платинум Банк”, “Сбербанк России” и ПУМБ, рассказывает CEO проекта Виталий Яковенко, по его словам, с двойной конвертацией сталкиваться не приходилось – списание идет в одной валюте, если нет возврата платежа. “Если валюта карты и счета совпадает, то проблем быть не должно, – рассказывает основатель Essenly.com Андрей Никишаев (карта “УкрСибБанка”. – В гривнах списывали столько, сколько и указал”.

Правда, после выхода статьи сразу несколько пользователей обратились к редакции с информацией о том, что в ПУМБ, “Сбербанке России” и других банках разница платежей есть, и довольно значительная. Пример выписки из ПУМБ (оплата за PayPal и AdWords):

pumb

Некоторые банки берут % за конвертацию. “По платежам в гривне за рубеж списывается валюта по курсу банка в день списания, дополнительно изымается комиссия, в случае “Платинум Банка” – это 1%. В “Сбербанке России” примерно аналогичная ситуация, сейчас провожу несколько платежей, чтобы проверить”, – рассказывает Яковенко.

Больше подробной информации можно найти на форуме Google AdWords. В этой ветке форума вообще много деталей о комиссиях и перерасчетах при платежах за Google AdWords с карт различных банков. Участники обсуждения даже составили онлайн-карту по интернет-платежам в гривне, с учетом особенностей разных банков.

karta3

4. Оплачивать гривневый аккаунт с долларовой карты или перевести клиентов в другую валюту, если есть возможность. По словам Антона Толстого, именно такой вариант ему посоветовали в саппорте Google AdWords, когда туда удалось-таки дозвониться. “Часть клиентов перевели на рубли – тех, у кого есть бизнес в России”, – говорит Толстой.