Намедни группа мажорных интернет-издательств публично объявила «АТО» неким «пиратам». Но почему-то не всем, а только «мобильным апликациям», а из них – конкретно агрегаторам. Интересно, что фабула этого события и содержание самого сообщения настолько оторваны от реальности, что невольно возникает мысль о неслучайности появления пресс-релиза именно в Старый Новый год – под занавес периода между 7 и 14 января, известного разгулом всяческой чертовщины.

Я не занимаюсь мобильными агрегаторами. И к интеллектуальной собственности, как и к чужим авторским и имущественным правам мы относимся с трепетом. Но к предмету и теме «объявления войны» имеем некоторое отношение, поскольку оснащаем интернет-СМИ мобильными приложениями. Девять месяцев мы активно работаем на этом рынке, делаем это тихо, но агрессивно и эффективно. Текущая конъюнктура новостного рынка, в том числе в мобильном сегменте, мне известна непонаслышке. Опираясь на свой опыт, хочу поделиться некоторыми соображениями по поводу того, что некоторые «украинские интернет-СМИ объявили войну «пиратам». Будем точны – после того как, некоторые украинские СМИ собрались, посовещались, организовали совместный проектный процесс, призванный достичь намеченных целей, выпустили совместное коммюнике – это уже не просто «некоторые СМИ», это – картель. Со всеми вытекающими.

SergeyPozniy

Овчинка выделки не стоит. В Украине по формальным признакам можно наскрести около 800 сайтов в новостной категории. Но из них только около 400 являются таковыми при строгом взгляде, включая связанные с телевидением. Весной 2014 года только 7% от этих 400 были укомплектованы мобильными приложениями. Преимущественно, это – топовые сайты, что неудивительно, учитывая стоимость приложений. По нашим оценкам, суммарная суточная активная мобильная аудитория этих приложений – 150-250 тысяч пользователей при средней глубине 5-6 просмотров. Аналогичные показатели по украинским агрегаторам – в лучшем случае 50%-60% от этих цифр. В то же время, дневная суммарная уникальная аудитория сайтов этих же издательств – более 10 млн при средней глубине 3-4 страницы. Сколько на одной странице сайта баннерных ротаторов и блоков-информеров, коллеги сами хорошо знают.

В мобильном приложении, а особенно это касается новостного мобильного приложения, есть только одна адекватная возможность – крутить всплывающий баннер какой-либо из распространенных систем. Например, iAd и/или adMob. Активная дневная аудитория в 200 тысяч с 1-1.5 миллионов показов в adMob зарабатывает… 100$. Но это номинальные цифры. Реальность же такова, что украинский мобильный рынок как факт отсутствует, новостной его сегмент – наиболее слабый, нет достаточного количества мобильных площадок, нечего этим инструментом рекламировать, нет системных мобильных рекламодателей. Так о чем сыр-бор? Вместо обсуждения реальных проблем, выявления реальных причин и решения реальных актуальных задач ищем и репрессируем «врагов народа»?

Поиски виноватого снаружи – как правило симптом наличия проблем внутри. Сегодня монетизация мобильных приложений – это большая проблема. Но ее виновник – не мифический агрегатор-«пират». Причина значительно более серьезная – отсутствие мобильного рекламного рынка как такового. На руках украинцев – порядка трех миллионов смартфонов. Потенциал конверсии аудитории сайта в мобильную – 20%. Это уже не смешные цифры, и прогресс в их достижении – стратегическая задача издательств. Однако, фишка в том, что в таком прогрессе мобильные агрегаторы не только не мешают, но и выступают его катализаторами. Чем быстрее будет достигнута критическая масса мобильных рекламных площадок, тем быстрее сформируется рынок. И позиции сайтов-издателей в этом процессе значительно более сильные. Потому что сайты издательств, в отличие от агрегаторов, имеют внутренний потенциал наращивания мобильной аудитории. Агрегаторы могут только привлекать новую аудиторию. А это требует денег. Непонятно, почему издатели, входящие в картель, или не осуществляют активное продвижение собственных приложений, что на самом деле требует минимум затрат, или у них эти приложения просто ужасные (и пользователи предпочитают неофициальные), или их нет вообще. В любом случае, худший вариант – мобилизовывать юристов на войну с агрегаторами, имея множество более эффективных преимуществ. Абсурд.

Кстати о «пользе» от упомянутых юристов. Хотел бы я посмотреть, как Google или Apple закроет, например, Feedly по жалобе “Украинской правды”, “Цензора” или даже Forbes, «освобождая нишу» для картельного агрегатора. Или обструкции должны подвергнуться исключительно отечественные разработки?! Кроме того, имеют ли представители участников картеля представление о том, что такое мобильный агрегатор и в чем состоит суть его работы? Агрегатор – это RSS-читалка. Не более и не менее. В момент нахождения приложения в маркете, до его установки на мобильное устройство пользователя, в нем нет и не может быть никакого «пиратского контента». Максимум что в нем есть – список открытых rss/xml-лент нескольких издательств. Думаю, завтра отечественные агрегаторы обновятся и мы не найдем даже этого списка. Вместо него появится опция «загрузить OPML» или «добавить RSS». Какую конкретную RSS будет обрабатывать агрегатор – решает сам пользователь.

Реальный повод для репрессий, в конце концов, останется только один – прокрутка баннеров в приложении с «пиратским» контентом. Но даже в этой ситуации не все очевидно и однозначно. Например, “Украинская правда” разрешает репост публикаций на других сайтах с условием наличия ссылки на источник. И не запрещает этим сайтам крутить баннеры. В чем тогда разница? Где логика репрессировать именно «мобильные апликации»? Тем более что зарабатывают эти приложения реально копейки. Театр абсурда.

Инспирация – признак манипуляции. Стоит обратить внимание, что из участников картеля только “Цензор” опубликовал пресс-релиз. По крайней мере, “Яндекс” других не нашел. За что Юрию Бутусову респект. Чтобы представители столь уважаемых изданий собрались в одном месте и в одно время в преддверии праздника, кому-то пришлось постараться. Кто-то должен был это инициировать, в полных драматизма тонах рассказать сказку о проблеме, и вероятно – с упоминанием астрономических сумм недополученной прибыли, мотивировать, организовать мероприятие, снять и оплатить помещение. Всего несколько месяцев назад представителей некоторых изданий мобильное приложение не интересовало в принципе. Одни об этом говорили прямо, другие игнорировали обсуждение темы. И вдруг – столь радикальные и ложные изменения во взглядах и оценках.

Картельный сговор? Особенно удручает формат мероприятия. Не понимаю, зачем идти нахрапом, кого-то ломать через колено, если консенсусные решения более надежны и выгодны. Зачем делать что-то противоречащее здравому смыслу, не имеющее мотивированного объяснения, непонятное коллегам, с признаками разрыва между декларируемыми и реальными целями? Если некоторые участники рынка считают, что их интересы ущемляются другими участниками, разве не логично было бы собраться всем вместе, разобраться в деталях, выслушать аргументы и расставить точки над «i»? При этом сохраняется наиболее ценное – связь с реальностью, инновационная мобильность, здоровый рынок. В этом случае сообразней было бы организовывать открытый форум или конференцию. Однако мажорные участники, фактически монополисты, собираются на закрытую встречу-совещание и заочно решают судьбы читателей – вот этот агрегатор мы им позволяем, а вот эти – нет, много их здесь развелось…

Все это, откровенно говоря, наводит на грустные мысли. Потому что агрегаторы – это технологические стартапы. А стартапы – это внедрение инноваций, поиск и реализация более эффективных и выгодных решений, в том числе и в интересах украинских интернет-СМИ. Внедрение инноваций – это креативный класс. Это мы. Нам объявили войну. Решили игнорировать объективные процессы, плоды цифровой революции, делают вид что нет разницы между камнем и пламенем. Попытка затянуть нас в махровый и невежественный анахронизм, с его критериями, шаблонами и стереотипами. Это там, где информация – это царапина на камне, который надо долбать молотком и зубилом. И система ценностей и методы соответствующие…

Или я ошибаюсь? В таком случае объясните, что это было и зачем?

Автор: Сергий Позний, основатель и CEO inAspect