Мы часто пишем о том, где пройти бесплатные курсы по программированию, предпринимательству и другим дисциплинам. На этот раз редакция AIN.UA решила узнать, что на практике дает такой подход к образованию. Мы попросили украинцев, которые закончили как минимум один онлайн-курс, поделиться своим опытом и впечатлениями, а также рассказать о результатах. Среди респондентов – стартаперы, специалисты в сфере медиа, маркетинга, PR и телекоммуникаций.
Роман Химич, телеком-эксперт, руководитель группы Netton.Telecom
В течение четырех c лишним лет я и моя жена являемся участниками небольшого коллектива, который занимается разработками и прикладными исследованиями в области инженерии человека, включая прикладные психотехники и методы мониторинга человеческого организма. На определенном этапе мы осознали необходимость получения систематической подготовки в тех областях знания, которыми мы занимаемся. В частности, нас интересуют так называемые нейронауки, комплекс дисциплин, посвященных центральной нервной системе человека.
Сначала мы попытались решить эту задачу традиционными методами. В 2012 году мы заочно поступили в Санкт-Петербургский государственный университет, который считается одним из двух сильнейший вузов постсоветского пространства в части нейронаук. После двух семестров нам стала очевидна бессмысленность подобных затрат времени и средств.
Тогда мы решили попробовать новомодный метод дистанционного обучения. С небольшим интервалом мы прошли два обзорных курса нейронаук на Coursera: Introduction to Psychology as a Science и Synapses, Neurons and Brains. Это были вводные, обзорные курсы, которые дали, во-первых, представление о том, как выглядит мейнстрим современных западных нейронаук, а во-вторых, позволили систематизировать практические навыки и знания, которые мы с тому времени накопили. Позднее мы прошли до конца около полудюжины различных курсов и еще больше бросили, не закончив.
Выбирая этот инструмент, необходимо четко понимать его ограничения. Это, в первую очередь, достаточно большой объем времени и сил, которые потребуются для прохождения курсов. Цифры, которые заявляют ведущие курсов, как правило имеют мало общего с фактическими затратами. Во-вторых, в случае Coursera бросается в глаза очень неровное, скажем так, качество различных курсов. Насколько могу судить, какой-то единой политики в части качества и полноты изложения предметов, тем более стандартов, на сегодняшний день нет.
В целом у меня сложилось впечатление, что такого рода курсы не являются заменой полноценному университетскому образованию, хотя бы в силу отсутствия практических занятий. Как инструмент самообразования, ознакомления с незнакомыми предметами MOOC (massive open online course – ред.) более чем удобны. Нынешняя система “образования” в Украине едва ли может с ними конкурировать. Разве что пяток ведущих вузов, да и то не по всем предметам.
Дмитрий Базилевич, пресс-секретарь Wargaming в Украине
На платформе SAP Partner Portal (партнерский портал) закончил курсы SAP Marketing University (Lvl 1 -4) на английском языке. На Coursera прошел три онлайн-курса, также на английском:
- An Introduction to Marketing (University of Pennsylvania)
- Gamification (University of Pennsylvania)
- Introduction to Philosophy (The University of Edinburgh)
Курсы SAP и Introduction to Marketing помогли систематизировать имеющиеся знания и опыт в маркетинге, также познакомился с новой системой знаний – геймификацией. Попутно подтянул английский. Полученные знания применяю непосредственным образом – в профессиональной деятельности.
Рекомендую всем как минимум попробовать. Очень полезное явление. При правильном подходе не занимает много времени, однако позволяет систематизировать имеющиеся знания и/или получить новые.
Кроме того, это хорошая “лакмусовая бумажка” для проверки собственного интереса к той или иной области знаний. Я неоднократно просматривал каталог курсов на той же Coursera и думал: “Ой, все такое интересное! Вот это точно пройду, и вот это… А вот это просмотрю, тесты проходить не буду…”. Но через одно-два занятия понимал, что или переоценивал собственный интерес к предмету, или переоценивал собственную базовую подготовку по тому или иному предмету.
Еще один довод “за” – английский. Он заметно и эффективно подтягивается в процессе обучения. Как метод получения полноценного образования (со степенью бакалавра или специалиста) – не уверен, что онлайн-обучение всем подойдет, но это возможно.
Дмитрий Горюнов, главный редактор в газете “Экономические известия”
На Coursera прохожу онлайн-курсы по специальности Data Science (закончил три модуля из девяти, остальные тоже собираюсь брать). Обучение на английском. В некоторых курсах есть субтитры к лекциям на других языках, включая русский, но это неспортивно, к тому же заодно язык подтягиваю.
Получил новые знания, систематизировал имеющиеся, попробовал на практике в условиях, приближенным к боевым (просто из книжки не так интересно). На одном из модулей была очень приближенная к реальности задача: есть очень мусорный набор данных и очень корявое его описание. Предположим, что контакта с первоисточником нет — делай, что хочешь, но из него нужно получить то, что тебе нужно. Познакомился с профильным народом из разных стран мира. Ну и, как я уже писал выше, возобновил практику английского.
Бесплатно (я доплачивал за сертификат, но базовое обучение бесплатное), приближено к традиционной учебе (лекции, домашние задания, контрольные, общение с другими студентами на форуме). При этом есть перекрестная проверка заданий (peer assessment), что позволяет дополнительно вникнуть в материал и увидеть другие способы решения задач. Погружение в международную профильную тусовку. Для теоретических и (около) IT-дисциплин очень эффективно.
Юлия Бортник, PR-менеджер в “МТС Украина”
Я люблю учиться и стараюсь периодически посещать лекции и события, связанные с моей профессией или же просто слушать интересных людей. Когда не хватает времени на офлайн-мероприятия, онлайн-курсы – отличная альтернатива.
Чаще всего я нахожу курсы на Coursera. Каждый месяц стараюсь прослушать минимум один курс по маркетингу, коммуникациям, бизнесу, психологии. Иногда использую традиционный способ – ноутбук, тетрадка и карандаш, но чаще всего скачиваю видеоролики и слушаю по пути на работу в мобильном приложении. Последний курс, который я прослушала, был о мировом медиа рынке – Understanding Media by Understanding Google, а сейчас начала Gamification и Public Speaking.
Для меня проходить онлайн-курсы – это “пополнять копилку знаний”. Я записываю понравившиеся фразы, рекомендуемые преподавателем книги. Также провожу параллели со своей работой, и некоторые кейсы/идеи применяю в компании. Второй момент – это практика английского языка. Так как курсы могут быть от преподавателей со всего мира, есть прекрасная возможность практиковать английский с разными акцентами.
Онлайн-образование – это отличный способ получить новые знания и навыки от преподавателей лучших мировых университетов (Стенфорд, Гарвард, университет Пенсильвании), не выходя из дома. Это очень удобно, мобильно. Есть разные форматы курсов – с домашними заданиями, общими чатами с преподавателями или просто видеолекции.
Влад Лифашай, СЕО Luckyprice
Полностью закончил курс Gamification университета Пенсильвании на Coursera с баллом около 90. Проходил на английском языке, теперь фонд Пинчука перевел этот курс на украинский, кажется и русские субтитры уже есть. Применение игровых механик в неигровом окружений – тема с огромными возможностями применения.
Курс вдохновил на создание своего стартапа на стыке gamification и e-commerce. Как только начал работу над проектом, понял, что даже нанимая разработчиков, мне необходимо самому хорошо читать код и разбираться в нем. Я зарегистрировался на codecademy.com и прошел все доступные на тот момент курсы от HTML до Ruby и Python за три недели. Знания, конечно, базовые, но уже позволили разработать первую часть проекта самому.
Позже я прошел пару курсов на платной codesсhool. Где-то наполовину прошел курс Startups на Udacity и Startup ENGINEering от Стенфорда на Сoursera. Оба очень помогли с созданием своего проекта и дали ту информацию, которую обычно дают в стартап-инкубаторах, если вообще дают. Сейчас с нетерпением жду начала курса об обработке данных – The Data Scientist’s Toolbox от школы Блумберг Джона Хопкинса.
Учиться удобно, а уровень знаний, как для бесплатных курсов, просто высочайший. В наших университетах программа устаревает быстрее чем ее примут в оборот, с онлайн-образованием все иначе. Нагрузки довольно высокие, особенно в Startup Engineering курсе, но и его можно пройти уделяя курсу 1-3 часа в день. Надо научиться дисциплине и обязательно нужен английский. Всем, у кого нет знания английского, я бы рекомендовал начать самообразование с него. Если хочется начать с чего-то попроще, обратите внимание на общеобразовательные курсы – например, здорового питания.