На выходных многим геймерам пришлось отказаться от текущих планов: вышла Pillars of Eternity, долгожданная классическая RPG, которая развивалась полностью на пожертвования игроков – на Kickstarter и через PayPal. Корреспондент AIN.UA провел с игрой неделю и подсуммировал свои впечатления.

“Ролевые игры сегодня свелись к судьбоносным решениям и примитивным боям. Скучаю о тех днях, когда в игре нельзя было забывать пить воду, а путешествие куда-либо занимало пять дней в реале”, – сетования инопланетного продавца видеоигр из Mass Effect 2 понятны любому фанату жанра. Создатель франшизы, канадская .IOWare, кстати, как никто вложилась в эту трансформацию: из захватывающих и запутанных приключений RPG превратились в интерактивные фильмы с поразительной графикой, затяжными кат-сценами и крайней незамысловатостью квестов. Были десятки возможных финалов игры – стало три (ой, нет, один – привет, Mass Effect). Были десятки вариантов реплик героя в диалогах (причем непродуманный ответ мог привести к немедленной смерти) – стало фирменное биоверовское колесо – “хороший, плохой, нейтральный (или юморист)”.

Разработчики просто не могли упустить шанс заполнить эту пустоту: за последний год вышло сразу несколько RPG в стиле старой школы – к радости тех, кто до сих пор считает Planescape: Torment и Baldur’s Gate классикой жанра. Бельгийская Larian Studios покорила Kickstarter: ее Divinity: Original Sin собрала почти миллион долларов и вышла в июне прошлого года.

poe1А Obsidian Entertainment (часть команды легендарной Black Isle) на свой новый проект Project Eternity или же, как его назвали позже, Pillars of Eternity – еще в марте 2012 года собрала почти $4 млн – настолько фанатам жанра не терпелось получить настоящую RPG. 26 марта 2015 года PoE таки вышла, мы с ней немного поиграли и вот что хотим сказать.

Рождение героя

Начиная игру, здесь не зависнешь на час, пытаясь создать шедевр в генераторе портрета: изменения внешности героя почти не видны (да и кому они нужны в изометрии). Зато от непритязательной прокачки придется отвыкать: на выбор предлагаются шесть рас, классы, идеология и биография главного героя. Описательного текста в игре много, но его лучше читать всегда.

Кроме классических, позаимствованных из D&D шести характеристик (сила, ловкость, интеллект и т.д.) здесь есть также характеристики, влияющие как на бой, так и на диалоги (все помнят, как в Fallout общался воин с интеллектом 6?). Герой с высоким восприятием не просто быстрее обнаружит ловушку, но и ловчее подловит подлого собеседника на вранье. Герой с высоким знанием – сможет поумничать в разговоре об истории, с высокой ловкостью – метнуть топор, чтобы вовремя спасти однопартийца и т.д.

poe8Многие действия и реплики героя отражаются на его репутации: можно прослыть умным, великодушным, агрессивным, злым, но понравиться всем точно не удастся.

You shall not pass

Бой не пошаговый, но учитывая все каверзы, задуманные и воплощенные разработчиками, он таковым становится. Без режима тактической паузы здесь просто не выжить. Приятная неожиданность: если сопартиец умер, это навсегда, придется искать и прокачивать нового. На низких уровнях нет ничего, что бы эффективно лечило XP (а не выносливость) во время боя – если выносливость (грубо говоря, количество действий в единицу времени) падает до нуля, герой складывается в обморок, но остается живым. Если он сомлел с XP почти на нуле, его, конечно же, разберут, если вовремя не прикрыть нужным заклинанием.

poe5

“В чем дело? Драконы?”

Встречая новый тип врага, придется немного посчитать. Посмотреть, к чему у него резисты (холодное оружие тут делится по типам урона – режущий, колющий, дробящий и т.д.), к чему он чувствителен, сколько урона игнорирует, как быстро восстанавливает выносливость, как быстро перемещается, и чем именно орудует. ВУ – вычет урона – здесь вообще очень важный показатель.

За резист к атакам по площади (Area Of Effect, AoE) отвечает один навык, за резист к направленным атакам – другой, за возможность отклонить атаку или прервать заклинание – третий. Жаль, что разработчики все же не визуализировали очки действия – в механике они явно заложены, но подсчитать их не удастся.

poe3

Еще одна приятная неожиданность: все AoE-атаки бьют и по своим (это маркирует опасная красная зона), так что расставлять команду нужно аккуратно.

poe10Если остальной команде во время чтения заклинания (которое здесь не мгновенно) приказано двигаться, есть отличный шанс подставить под фаербол своих же.

Нужно больше золота

В той же Divinity низколевельному игроку, жадному до денег, ничего не остается, кроме как подторговывать краденными портретами из домов добропорядочных NPC – иначе много денег на первых уровнях не добыть. В PoE на первых уровнях с деньгами все более-менее хорошо, пока не получаешь в распоряжение собственную крепость – тут же включается режим “гнездования” в духе третьих “Героев”: ее можно улучшать, достраивать, украшать почти бесконечно. Но за это требуют деньги, которых на начальных уровнях просто нет, даже если распродать все вплоть до меховых трусов.

poe9

“Моя прелесть крепость”

Инвентарь здесь с тайником, т.е. – фактически безразмерен, есть слоты для быстрого доступа, для нескольких комплектов оружия (это важно, ведь во время боя не выйдет залезть в инвентарь, чтобы поесть или подлечиться).

Игрокам-клептоманьякам очень поможет Tab – при нажатии подсвечиваются все потенциально интерактивные предметы (кроме тайников и ловушек). Если же кому-то нравится пиксельхантинг – здесь также есть где развернуться.

В общем

Красивый мир с очень детализированной историей, нерельсовые квесты, яркие персонажи, подземелья на 15 этажей с пауками и драконами, ужасные тайны, черный юмор, подлость, коварство, самопожертвование, перевоплощение, маленькие личные трагедии и масштабные религиозные войны “на уничтожение”. И никаких квестовых стрелочек. Это отличная игра.