На первый взгляд, сегодня дела у поискового интернет-гиганта идут как никогда хорошо: компания спокойно зарабатывает рекордные деньги на рекламе, инвестирует в неожиданные и амбициозные проекты, пытается строить будущее на наших глазах. Но, по мнению многих аналитиков, все далеко не так радужно, как кажется. AIN.UA перевел для вас материал Mashable, в котором известные предприниматели рассказали о проблемах Google и причинах их возникновения.
«Мне кажется, Google на 75% уже труп, – пишет венчурный инвестор Пол Кедроски в своем письме Mashable. – Полностью ничего не потеряно, но они… они на краю пропасти, и никто не пытается их оттуда вытащить».
Всего несколько лет назад, хотя куда там – даже пару месяцев назад – это утверждение прозвучало бы так, словно его автор теряет связь с реальностью. Даже сейчас оно во многом гиперболизировано. Но…
Это именно тот Google, о котором вы подумали. Та же компания, которая определяет, как мы будем искать информацию в интернете – следовательно, им владеющая. Она создала Android, самую популярную в мире операционную систему, и, благодаря своей рекламной политике, заработала в прошлом году $66 млрд. Каждый месяц Google делает что-то из области фантастики, инвестируя в беспилотные автомобили, доставку дронами, спутники, дополненную реальность и исследования, посвященные продлению жизни.
Все это звучит так, словно компания на самом деле процветает, а не умирает. Но комментарий Кедроски касается других аспектов работы поискового гиганта: его основной рекламный бизнес растет медленно, компанию со всех сторон осаждают конкуренты, а многочисленные экспериментальные разработки пока не приносят прибыли.
Неделю назад такая точка зрения получила очередное подтверждение: Европейский Союз продолжил судебное разбирательство с Google. ЕС обвиняет компанию в нарушении конкурентного законодательства из-за онлайновых шопинг-листов Google и операционной системы Android. Этого достаточно, чтобы разделяющие мнение Кедроски специалисты сравнили судьбу компании с судьбой Microsoft. Аналогичное антимонопольное дело против компании рассматривалось в США в 1998 году — в год основания Google — что привело к постепенной утрате позиций Microsoft под напором конкурентов вроде Google.
«Может ли история повториться? Понятия не имею, – пишет Пол в своем посвященном Google посте. – Определенные параллели есть, но далеко не факт, что счет в их противостоянии станет 1:1».
Google не умер, не истекает кровью и не обречен, однако он однозначно борется за свое существование.
Нормативная «заноза в заднице»
За последний год Google много раз попадал на главные страницы газет из-за регуляторных проблем. Им пришлось мириться с опубликованными деталями расследования в США по поводу попыток гиганта вытеснить конкурентов с рынка. Им пришлось поддаться перед «правом быть забытым», принятый в Евросоюзе (это значит, что пользователи могут потребовать от поисковика навсегда удалить из некоторую личную информацию о них).
Разбирательство в ЕС может привести Google к штрафу в $6 млрд и полной реструктуризации (как это происходит в более мелком бизнесе) компании. Однако юристы называют подобный сценарий маловероятным. Скорее всего, произойдет то, что профессор Нью-Йоркского университета Гарри Фест назвал «умеренной болью в заднице».
«Это боль в том смысле, что им очень неудобны антимонопольные иски. Антимонопольная политика привлекает внимание менеджеров верхнего звена и стоит больших денег, – говорит Ферст. – Более того, подобные разбирательства в одной стране могут подтолкнуть и другие государства, в том числе США, к таким шагам. Они могут попасть под прицел в любой стране: Google есть и в Китае, и в Корее, и в Японии. Google захватил мир, и поэтому столкнулся с антимонопольным законодательством».
Фест утверждает, что Google долгие годы пытался казаться более гибкой компанией в юридическом плане, чем Microsoft в 1998-м, чтобы избежать судьбы редмондского гиганта. Но в этом году ситуация может кардинально поменяться, и на голову поисковика упадет шквал критики.
Битва с Facebook
Поговорите с кем угодно из Google, и вы узнаете, что Facebook годами был основным конкурентом поисковика. Многие инсайдеры из Google сообщали, что социальная сеть Цукерберга стала основным мотиватором при создании Google+: Facebook собирал огромные объемы данных о пользователях, используя их в целях рекламы, и Google пришлось догонять конкурента.
Но ставка на Google+ не сработала, а Facebook недавно отчитался о первой десятимиллиардной выручке за счет рекламы.
«Facebook всегда был впереди в плане таргетинга. Google просто пытался перехватить инициативу», – говорит Джереми Крессман, аналитик исследовательской компании eMarketer. Пару недель назад The Wall Street Journal сообщил, что Google будет использовать для таргетинга функции, аналогичные которым уже давно ввел Facebook.
Разница в курсе компаний лучше всего видна, пожалуй, в подходе к мобильным версиям: Facebook, обвинявшийся в запоздалом переходе на мобильный рынок, быстро сумел догнать конкурентов за счет встроенной рекламы в приложениях и видеозаписях (еще одна штука, которую скопировал Google). А Google пытался побороться за пользователей, которые только переходили на мобильный интернет.
В 2015 году мобильный поиск в США впервые обогнал десктопный. «Больше денег переходят от рекламщиков в поисковиках к мобильным разработчикам, так что Google придется хорошо побороться, чтобы сохранить свой уровень влияния на рекламу на близком к сегодняшнему уровне», – говорит Крессман.
А ведь есть еще YouTube.
YouTube в осаде
YouTube сталкивался с угрозами и ранее, но сейчас конкуренция выглядит куда более серьезной.
Facebook подталкивает свою 1,4-миллиардную аудиторию делиться или смотреть видео, которые они могли когда-то запостить на YouTube. Yahoo, AOL и другие инвестируют в оригинальный видеоконтент. Periscope от Twitter позволяет стримить и ретранслировать ролики. А Vessel, новая видео-платформа от бывшего гендиректора Hulu, предоставляет качественное онлайн-видео за небольшую ежемесячную плату.
Эти маленькие и большие конкуренты обладают достаточный потенциалом, чтобы переманить таланты из YouTube, а за ними — рекламодателей и, в конечном итоге, зрителей. Google, которая приобрела YouTube в 2006 году, сейчас работает более активно, чтобы компенсировать этот эффект, продвигая своих «личных» звезд и выкатывая новые возможности подписки, которые могут наконец-то помочь YouTube стать чем-то бОльшим, чем просто безубыточным сервисом. Но некоторые специалисты утверждают, что этого недостаточно.
«Я не думаю, что YouTube сильно изменился за последние три года, – говорит Ран Харнево, бывший глава видеораздела в AOL. В частности, он указал, что YouTube предпринимает слишком мало усилий, чтобы предложить зрителю интересный ролик для просмотра. – Главное преимущество, которое имеет Facebook и которому YouTube никогда не придавал большого значения – это то, что Facebook намного релевантнее YouTube».
Более того, Харнево верит, что «социальная сеть выглядит активнее, чем популярный видеохостинг… Будто YouTube потерял запал».
Провал амбициозных проектов
Компания привлекла много внимания и навела интригу вокруг планов по разработке проектов, которые кажутся невозможными, фантастическими (в англоязычной среде их называют “муншотами”). Однако через четыре-пять лет некоторые из этих проектов или уходили обратно на чертежную доску (Google Glass), или сталкивались с проблемами регулирования (беспилотные машины), или затмевались конкурентами (доставка дронами).
«Google сформировался в качестве бренда будучи “муншотовой” компанией… И это очень естественно для рынка: сначала наблюдать за чем-то с верой и вожделением, а потом все больше и больше разочаровываться в этом. Естественно, что некоторые вещи могут не оправдывать ожидания”, – говорит аналитик Gartner Эндрю Франк.
Один из этих амбициозных проектов все еще может оказаться воплотимым или переопределить отрасль, гарантируя, что Google будет жить и процветать на этапе перехода от десктопа к мобильному и чему-угодно, что придет после этого. Но сегодня Google — это интернет-компания, построенная на рекламных долларах и обладающая крутыми идеями, которые все еще недостаточно исследованы.