Сооснователь и СЕО Glassdoor Роберт Хохман не стесняется того, что он ботан. Управление компанией на 450 человек не мешает ему самому писать код каждый вечер. А в свободное от менеджмента и программирования время он играет в StarCraft с двумя своими сыновьями, игроками экспертного уровня. Но своим появлением компания Glassdoor обязана другой игре – старшей сестре StarCraft – легендарной World of Warcraft. В этом Хохман признался изданию Business Insider. А еще он рассказал подробную историю о том, как компьютерная игра помогла ему основать стартап, который сегодня оценивается в $1 млрд.
Все началось в 2006 году, когда Хохман уволился с отпадной работы на посту директора компании Hotwire ради возможности целыми днями играть в компьютерные игры и больше ничего не делать. Целый год. “Я взял тайм-аут на год, чтобы играть в World of Warcraft на фултайме. Утром я будил детей, отвозил в школу, а потом возвращался домой и весь день доминировал в роли Воинственного Орка”, – признается Хохман.
“Целый год я играл без остановки и достиг максимально высокого уровня в WoW”, – поделился он. Когда Роберт побил все возможные рекорды по очкам, то понял, что ему нужно новое увлечение, которым он мог бы быть одержим. Скажем, стартап. “Я основал Glassdoor буквально на следующий день после того, как достиг высшей цели в игре”, – говорит он.
Влияние коммьюнити
Год в WoW помог Хохману понять, какой должна быть его компания. “В WoW я понял важные вещи о роли коммьюнити. Впервые я действительно был частью онлайн-сообщества. Утром я просыпался и спешил посмотреть свою гильдию. Значит ли это, что я гик?”, – смеется Хохман.
Благодаря игре он узнал, что онлайн-коммьюнити сильно отличается от реального. “Существует пространственно-временной сдвиг между онлайном и реальностью. В реальности люди живут по устоявшимся законам места и времени, но в интернете нет ни первого, ни второго. Там жизнь кипит в любое время суток и приходит из любой точки мира”, – пояснил он.
С тех пор Хохман перешел на StarCraft, в который играет со своими подрастающими сыновьями. “Мы только что завершили турнир. Мои мальчики очень хорошо играют и собираются стать профессиональными геймерами. Сегодня это солидно», – признался он, добавив, что в 2006 году, когда Хохман целый год играл в WoW, это, к сожалению, было еще не так круто.
Отец поддерживает стремление своих сыновей стать профессиональными геймерами. “Я думаю, это замечательно. StarCraft – это как суперскоростные шахматы. Мой 12-летний сын думает быстрее меня. Он обрабатывает в уме стратегию очень быстро”, – рассказал Хохман.
Начиная с Microsoft
Роберт ушел из Hotwire, чтобы целый год играть в WoW. И, он признался, что вполне мог себе это позволить. Сразу после колледжа Хохман устроился на работу в Microsoft. “Мне было 22 года. Когда я рассказываю людям о том, что работал в Microsoft на заре своей карьеры, они смотрят на меня так, как будто им за меня стыдно. И тогда я говорю им – эй, в 1993 году это было все-равно что устроиться на работу в Google или Facebook!” Это были золотые годы Microsoft. В 1986 году компания вышла на IPO, после чего ее акции дорожали с завидной скоростью. Первые сотрудники быстро стали миллионерами, а новички видели перед собой долгое светлое будущее в достатке и уважении.
В Microsoft Хохман вошел в команду разработчиков Expedia – внутреннего тревел-сервиса компании. Позже компания вышла из сервиса, и он запустился публично, еще до истории с пузырем доткомов. Expedia стала первым и единственным продуктом, который вышел на рынок независимым от Microsoft.
Сервис купила корпорация IAC, которая потом тоже вышла из Expedia и ряда других тревел-компаний, которые стали независимыми. Одной из этих компаний была также Hotwire, где Хохману предложили должность президента. Он примерно 10 лет проработал в Microsoft, Expedia и Hotwire, прежде чем ушел в годовой отпуск ради игры в WoW.
Вдохновленный Стивом Джобсом
Хохман всегда мечтал возглавлять собственный стартап. С тех самых пор, когда в 16 лет впервые услышал о Стиве Джобсе. “Я прочел книгу Джона Скалли о Стиве Джобсе”, – рассказал он. С тех пор Роберт возжелал стать звездой собственной компании. Ему очень понравилась идея создать нечто из ничего.
В тот день, когда он побил рекорд в WoW, у Хохмана состоялся разговор с Ричардом Бартоном – СЕО Expedia и давним другом Роберта со времен работы в Microsoft. Бартон также основал собственный стартап Zillow и был инвестором в Benchmark. Хохман рассказал Бартону, что благодаря таким сайтам, как Yelp, люди могут делиться информацией о дантистах и сантехниках, но самая важная тема остается нераскрытой – их работа. Он хотел построить Yelp для тех, кто ищет работу.
Поворотный момент
Больше всего Хохман опасался того, как отреагируют сами компании на появление сайта, на котором люди могут обсуждать их зарплаты и условия. Он тщательно распланировал свое начинание вплоть до деталей. Например, чтобы наполнить сайт какой-то стартовой информацией о зарплатах и предложениях, основатели решили опросить всех знакомых разработчиков – за откровенность те получали шанс выиграть iPod.
Помимо самих Хохмана и Бартона, а также третьего кофаундера Тима Бессе (тоже из Expedia), в копилке их знакомых инженеров было очень много людей. “Вот что мы узнали, когда объявили акцию: за кусок халявной электроники разработчики готовы рассказать вам все о своей прошлой работе”, – рассказал Роберт.
Сложнее всего было определиться с бизнес-моделью. В конце концов Хохман и компания поняли, что их рынок – это рекрутеры. Кто бы мог подумать, что рекламные показы офферов людям, которые уже и так ищут вакансии вашей компании, могут оказаться столь эффективной стратегией!
Поворотным моментом, в который Хохман понял, что Glassdoor станет успешной, стало письмо от СЕО одной из компаний-фигурантов отзыва. Он пытался оспорить свой низкий рейтинг на сайте, но Хохман вежливо отказал. Сегодня такие письма приходят ему каждый день. “Вы удивитесь, если узнаете, как много СЕО с первых позиций Fortune 500 пишут мне каждый день. Они оспаривают свои рейтинги, потому что оценки не совпадают с их внутренним анализом. Приходится объяснять, что у нас свой интегральный алгоритм”, – рассказал Хохман.
Быстрый рост
Ранее в этом году Glassdoor преодолел еще один майлстоун, став самым быстрорастущим сайтом из области “карьера/работа” в США. Об этом свидетельствуют данные ComScore. Рост простимулировал январский раунд от Google Capital размером в $70 млн. Сделка закрылась с оценкой Glassdoor в $ 1 млрд. Всего компания подняла $160 млн венчурных денег.
На сегодняшний день на сайте Glassdoor активно пасется более 36 000 компаний, более 2 100 платящих клиентов (треть из которых входят в Fortune 500) и 30 млн зарегистрированных пользователей из 190 стран мира, которые оставили более 8 млн обзоров зарплат и компаний. Сегодня Хохман предоставляет данные по соискателям даже для Белого дома! Но у него до сих пор сохранилась любимая кружка WoW. Теперь он пьет из нее чай и кофе в офисе собственной компании.