Несколько дней назад в Одессе открылся крупнейший в городе коворкинг “Терминал 42» общей площадью 800 кв. м. Это стало приятным событием не только для одесситов, но и для основателя коворкинга Сергея Петренко, который наконец-то избавился от приставки “экс-директор “Яндекс.Украина”” и запустил проект, над которым работал последние несколько месяцев. Нам удалось побывать в коворкинге на следующий день после открытия, сделать несколько фотографий и расспросить Сергея о жизни после “Яндекса”, запуске проекта в кризис и впечатлениях от глобального ремонта.
Почему вы решили заниматься коворкингом?
Прошлым летом со мной связались владельцы помещения – основатели магазина StilHaus – и предложили освоить эту площадь. Я подумал, что здесь можно сделать коворкинг. На то время здесь был только пол и крыша, но сам проект изначально выглядел очень бюджетным – нужно было положить гипсокартон, поставить перегородки между стенами, пошпаклевать и покрасить стены и положить пол. До этого владельцы здания уже положили много сил на его восстановление, вплоть до того, что при ремонте использовали оригинальный ракушняк, которому 160 лет. А перекрытия и пол на лестничной площадке – это оригинальная лиственница 19 века.
Не боязно было открываться в столь тяжелое для страны время?
Да в стране уже 25 лет тяжелое время. Ей и до этого легче не было. Если бы сегодня и завтра было понятно, что происходит что-то жуткое, то пару дней можно было подождать. Но нам тяжело уже год и до этого легко тоже не было, поэтому надо когда-то начинать заниматься делом. Нам даже немного повезло со скачком валюты в феврале – благодаря ему удалось удачно поторговаться с владельцем помещения за арендную ставку и условия.
Кроме того, коворкинг – это во многом инфраструктурный проект. Если у нас все будет хорошо и молодежь начнет заниматься бизнесом, то коворкинги для них удобнее и дешевле, чем собственные офисы. Если же в стране все будет совсем плохо и у людей перестанет хватать денег на офисы, то они снова придут в коворкинги. Как говорится, «акции вверх, акции вниз, а биржа зарабатывает». Попробуем проверить эту идею.
Мероприятия планируете организовывать?
Судя по последнему году у нас все очень хорошо с точки зрения мероприятий – наш народ никогда столько не ел, особенно на улице. Мы хотим взять хороший пример с «Часописа» и организовывать мероприятия самим – от IT-событий до камерных классических концертов. Кроме того, Одесса – это курортный город и летом сюда понаедет куча людей, так что пусть заходят поработать.
Во сколько вам обошлось строительство?
Надо посчитать, но, по-моему, больше $150 000 и однозначно меньше полумиллиона, которые насчитал Максим Яковер. Мы познакомились на IDCEE и я попросил его оценить стоимость строительства коворкинга. Он наложил смету «Часописа” на нашу площадь и получилась такая вот сумма. Я понял, что таких денег у меня нет, но пробовать как-то нужно.
И какие впечатления после ремонта?
Изначально у нас была только общая идея и план работ, но я был поражен, насколько легко оказалось работать со строителями. Я слышал про них много анекдотов, но по факту это оказался совершенно новый мир – на следующий день после переговоров строители принесли мне Excel-таблицу с распечатанной сметой и затем работали почти без отклонений по графику. От руки писал только электрик – он сказал, что у него нет компьютера и времени, чтобы сидеть в Facebook или читать почту. Единственные, кто умудрялись не брать телефон, пропускать все сроки и вообще обходиться без чертежей и смет – были студенты-архитекторы, которые занимались дизайном одного из внутренних помещений. Похоже, что селфи они делать научились, а вот работать еще нет. Это в точности, как в стартапах, когда у человека есть гениальная идея, но реализация ему не интересна – это детали, которыми займутся разработчики.
Вы единственный основатель коворкинга?
В принципе да. Идея и большая часть денег моя.
Не жалеете об уходе из «Яндекса»?
Да нет в общем-то. Я плохо подхожу для работы в большой корпорации – мне там неинтересно. А компания, в которой работает 6 000 человек рано или поздно становится такой и перестает быть стартапом. Корпорациям зачастую нужны не основатели, а люди, которые будут сидеть на конкретном месте и работать. Гендиректор большой компании – это человек, который ставит подписи под договорами, ходит к нотариусу и занимается кучей других формальных вещей. Я убил месяц чистого времени на нотариальные процедуры, когда мы строили офисы в Киеве, Одессе и Симферополе. С постоянными поездками в другие города, выяснениями, что на месте ничего не готово, ожиданиями, когда юристы доделают договор, каких-то справок и так далее. Это и есть работа гендиректора – ну зачем она нужна?
Я видел, как того же Воложа ловили по офису «Яндекса», чтобы подписать договор. Либо он идет на презентацию нового продукта, а его отводят в сторону потому что в компании налоговая проверка и без него не обойтись. Я, конечно, могу гордиться знакомством с главой Подольской налоговой администрации, но мне гораздо интереснее встречаться с людьми и обсуждать проекты. Да и с точки зрения продуктов – намного приятнее работать, когда понимаешь, что можешь сделать все так, как хочешь. Ты можешь прийти и сказать – завтра мы покрасим эту стену в синий цвет. И неважно почему – просто я так хочу.