Законопроект №1888, инициированный главой комитета по вопросам информатизации и связи Александром Данченко, который предлагает вернуть обязательный учет мобильных телефонов в стране и отключение «серых» аппаратов, перерос в целое противостояние. AIN.UA попытался разобраться в споре и приводит аргументацию всех сторон, которые затрагивает действие проекта. По мнению автора проекта, легализация импорта позволит повысить поступления в госбюджет, что подтверждает статистика УГЦР. Операторы настаивают, что законопроект нарушает права потребителей и содержит массу противоречий. А эксперты уверены, что проект поможет снизить уровень контрабанды, но проект несвоевременный.

Напомним, операторы мобильной связи жестко раскритиковали проект и даже попросили премьер-министра вмешаться и не допустить его принятия. Свои подписи под письмом поставили генеральные директора компаний Киевстар, «МТС Украина», «Астелит», «Укртелеком» и «Тримоб». Данченко назвал это “нечестной игрой операторов”, а жалобы необоснованными.

Sim card

По предположению Данченко, операторы озаботились законопроектом, поскольку в нем есть пункт о радиочастотах, позволяющий регулятору аннулировать лицензию. «В проекте: если частота не используется или используется не по назначению, то лицензию аннулируют. Например, у одного из так называемых «спящих» операторов есть лицензия, которая позволяет уже сейчас начинать разворачивание сети четвертого поколения. А теперь представьте, что случится с бизнесом трех операторов, если эта лицензия «оживет» и какой-нибудь инвестор вложит деньги в 4G?», — написал он в Facebook.

В соцсети разразилась жаркая дискуссия по этому поводу. Гендиректор “МТС Украина” Иван Золочевский в шутку предположил, что аккаунт Данченко взломали, а глава Киевстара Петр Чернышов написал, что готов обсудить вопрос.

12 мая законопроект в очередной раз внесли в Раду, но автор документа снял его с голосования. Позже прошло совещание с операторами, инициированное Данченко, чтобы устранить спорные вопросы. На совещании член комитета по информатизации и связи Юрий Мороко заявил, что документ был снят с голосования, поскольку у него якобы не было достаточной депутатской поддержки. По его словам, операторы связи, представители профильных ассоциаций и общественных организаций против этого законопроекта. «Они считают, что проект не подлежит голосованию во втором чтении, что его надо отклонять и переделывать полностью. Он не имеет отношения к упрощению работы отрасли», – отметил он в комментарии АIN.UA.

Данченко с выводами Мороко по поводу настроений в Раде не согласен и отмечает, что Мороко единственный член комитета, который не поддерживает проект.

Панацея от контрабанды

Данченко рассказал, что работал в следственной комиссии по расследованию нарушений в работе Государственной фискальной службы. “Один из вопросов, который обсуждался – это потери госбюджета от неуплаты НДС с нелегального импорта, в том числе и персональных мобильных устройств. Система регистрации мобильных терминалов по коду IMEI была признана одной из самых эффективных для решения задачи легализации импорта в этой товарной группе”, – отмечает он.

Как сообщили AIN.UA в УГЦР, до внедрения системы контроля кодов ІМЕІ (1 июня 2009 года) поступления в бюджет Украины от импорта мобильных устройств составляли всего около 60 млн грн. За первые полгода после ее запуска поступления возросли почти в 10 раз и составили 570 млн грн. Наиболее показательным был 2013 год, когда бюджет страны пополнился на 1,3 млрд грн. Однако в апреле 2014 года изменениями в закон “О радиочастотном ресурсе” базу кодов ІМЕІ упразднили. Только за пять месяцев 2014 года показатели поступлений в госбюджет снизились до 700 млн грн.

По данным УГЦР, за счет увеличения легального импорта мобильных устройств госбюджет пополнится как минимум на 1,3 млрд грн, а с учетом роста цен импортных товаров эта цифра может увеличиться до 2,5 млрд грн. В Украинском государственном центре радиочастот проект оценивают положительно и видят сразу несколько плюсов. Принятие законопроекта даст возможность наполнить госбюджет, бороться с контрабандой и даст бизнесу честные и прозрачные правила игры, считают в госцентре.

Импортеры, которые дорожат своей репутацией, продолжают вносить на добровольных началах коды IMEI международных идентификаторов в базу данных УДЦР, отмечают в ведомстве. С момента отмены  обязательной регистрации мобильных терминалов, в базу данных было внесено 1 400 000 кодов мобильных устройств.

Представители бизнеса также не против регулирования. В частности, основатель интернет-магазина “Розетка” Владислав Чечеткин считает, что вести учет телефонов необходимо. “Раньше было хорошо: была хоть какая то борьба с контрабандой”, – отмечает он.

Что не нравится операторам

Операторы законопроектом возмущены. В “Укртелекоме” настаивают, что проект № 1888 не учитывает мнение ведущих телеком операторов. В life:) говорят, что документ содержит много противоречий, которые отмечались участниками рынка, но не были приняты во внимание парламентским комитетом, и без серьезных правок или полностью новой редакции не имеет ничего общего с интересами потребителей и бизнеса. “Он содержит многочисленные расхождения с действующим законодательством, подмену понятий и ограничения прав пользователей радиочастотного ресурса и потребителей телекоммуникационных услуг”, – поясняет директор по корпоративным регуляторным и юридическим отношениям мобильного оператора life:) Дмитрий Фурман.

В “Киевстар” считают, что аргументы публично приводимые последнее время авторами законопроекта, уводят от сути дискуссии. “Утверждение, что ведущие участники рынка «боятся изъятия у них РЧР, который используется неэффективно» – ничего общего ни с законопроектом, ни с регуляторно-правовыми реалиями рынка не имеет”, – пояснил директор по регуляторно-правовому обеспечению «Киевстар» Андрей Осадчук, добавив, что украинское законодательство и так определяет порядок изъятия у оператора лицензии на РЧР – для этого по действующему законодательству регулятору достаточно просто провести проверку и установить соответствующий факт.

“Законопроект – это набор сырых, незаконченных, усиливающих регуляторное давление на рынок норм, не согласованных с общественностью и опасных не только для операторов, но и для других участников рынка, в первую очередь – абонентов мобильной связи”, – отметил Осадчук.

По его словам, фактически абонент, купивший в торговой сети Украины телефонный терминал, должен будет доказывать его «легитимность», а в случае невозможности подтвердить законность покупки, нести ответственность за действия недобросовестных продавцов или поставщиков таких терминалов. Доказывать это он будет только после того, как оператор без суда и следствия заблокирует ему терминал. “При этом, недобросовестные продавцы «серых» аппаратов оказываются ни в чем не виноватыми. А службы таможенного надзора и МВД, которые, собственно, и должны бороться с проникновением и реализацией в Украине «контрабандной» продукции, попросту «умывают руки», – сетует он.

Коротко совместный перечень претензий операторов к тексту проекта выглядит так:

  • Принятие законопроекта приведет к воссозданию реестра кодов ІМЕІ, ограничению права собственности граждан на мобильные телефоны. Европейская Комиссия в свое время уже дала свое негативное заключение относительно подобной инициативы.
  • Введение обязательного частотного мониторинга для всех радиоэлектронных средств мобильной связи. Отключать такие средства, согласно проекту, можно будет на основании предписания НКРСИ. То есть, регулятор получает право вмешиваться в хозяйственную деятельность компаний и «заглушать» базовые станции без всякого судебного разбирательства, что может оставить без связи целые населенные пункты.
  • Операторам навязывают функции правоохранительных органов и таможни, а также создаются предпосылки для чрезмерного вмешательства в хозяйственную деятельность без процедуры судового следствия.
  • Авторы неоднократно утверждали, что проект так же поможет бороться с воровством терминалом. Таких механизмов законопроект вообще не предусматривает, а предлагаемая база IMEI вообще никакого отношения к механизму возврата украденного не имеет.

Полезный, но несвоевременный

Проект закона далеко не нов. Созданием базы идентификаторов радио электронных устройств (IMEI) еще несколько лет назад серьезно занимался Украинский государственный центр радиочастот. И уже тогда специалисты столкнулись с упорным сопротивлением операторов мобильной связи, вспоминает президент консалтинговой компании СВ-Консалтинг, экс-гендиректор УРС Олег Стефанюк. Под разными предлогами мобильные операторы всеми правдами и не правдами оттягивали введение заслона серому импорту мобильных гаджетов, ссылаясь то на технические, то на финансовые, то на административные «непреодолимые» трудности. “Очевидно, для четверки мобильных операторов это совершенно невыгодно. Это дополнительные затраты, потери абонентской базы, судебные издержки, т.е. сокращение доходов и увеличение расходов”, – подчеркнул он.

Стефанюк считает все аргументы депутата Александра Данченко обоснованными, но сам проект называет несвоевременным. “Доходы государства от принятия этого закона не столь весомы. Не стоит, находясь в положении «банановой телеком-державы», отстающей от Европы в развитии технологий 3G и 4G минимум на 10-15 лет, заниматься именно сейчас этой проблемой. Абсолютно очевидна аксиома: контрабанды – просто не должно быть! Серые телефоны, смартфоны и модемы – не должны пересекать границу”, – уверен эксперт.