Создатели всемирно известной серии игр о ведьмаке Геральте, польская студия СD Projekt RED начиналась как проект двух школьников по продаже дисков с играми. Историю старта и развития проекта сложно назвать безоблачной: издатели пытались отобрать права на игру, предлагали рабские условия работы, однажды студия чуть не обанкротилась. Но к 2015 году СD Projekt пришел триумфатором: третья часть саги о ведьмаке, которая вышла в мае этого года, продается отличными темпами, уже успела собрать титулы “игры года”, “самой ожидаемой игры года” и восторженные рецензии геймеров.
Редакция AIN.UA пообщалась с Михалом Новаковски, вице-президентом компании по бизнес-развитию о том, как создавали третьего “Ведьмака”, о ролевых играх и их преданных фанатах, о компьютерных пиратах, а также о том, во что играют разработчики “Ведьмака” после работы.
Когда Марчин Ивински (сооснователь компании – ред.) был в Киеве пару лет назад, он рассказывал в деталях историю вашей компании – о взлетах и падениях, даже балансе на грани банкротства. Как сейчас чувствует себя ваш бизнес?
Бизнес СD Projekt сейчас – на пике своего развития. Все темные времена уже позади. То, о чем рассказывал Марчин, стало для нас довольно жестким уроком, и мне бы хотелось думать, что мы этот урок выучили.
Расскажите о команде, сколько людей у вас работает, планируете ли сильно расширять офис и соответственно, массово нанимать специалистов? Есть ли у вас дизайнеры или программисты из Украины?
Только в самой студии разработки сейчас работает 350 человек. Но ведь у нас есть еще и издательское подразделение, которое управляется из Варшавы. Несколько человек работают также в Лос-Анджелесе, Москве и Сан-Паулу – они также наши сотрудники, но работают в основном на развитие местных рынков. Но, конечно, основная часть команды – это программисты. Мы сейчас активно нанимаем людей, но я бы не сказал, что массово. Если говорить о критериях найма, конечно же, соискателю нужно будет пройти несколько собеседований и тестов – мы стараемся нанимать лучших из лучших.
Говоря о сотрудниках из Украины, я точно знаю об одном разработчике. Но кто знает, возможно, в будущем к нашей команде присоединится больше талантливых украинцев?
Во многих геймдев-офисах царит дух гик-культуры. Команда, создавшая Doom, играла в D&D после работы, возможно, люди, создавшие “Ведьмака”, чтобы расслабиться, к примеру, практикуют бой на мечах?
Говоря о гиках, у нас вы увидите людей во всевозможных сумасшедших футболках, на рабочих столах – множество фигурок персонажей игр и комиксов. Кстати, мы сейчас обновляем офис, как раз стараемся сделать его более “гиковским”, но деталей я до завершения ремонта рассказать не могу.
Отдыхают геймдев-разработчики тоже по-своему: у нас сотрудники проводят и сессии игр типа Warhammer, Netrunner LCG и других настолок, вообще занимаются всевозможными потрясающими вещами. Бой на мечах иногда практикует наша команда по motion capture (технология цифрового захвата движений, которая часто используется при съемке мультфильмов, фильмов, при моделировании движений персонажей игр – ред.). Но, конечно, в коридорах никто мечами не размахивает.
Можете озвучить какие-то цифры по бизнесу компании (продажи, оборот, прибыль, база пользователей и т.д.)?
К сожалению, не могу говорить ничего, кроме того, что мы уже как-то давали: за первые две недели было продано 4 млн копий Witcher 3, а 1,5 млн копий было оформлено по предзаказу, перед стартом игры.
Причина, по которой не могу комментировать коммерческие показатели, простая: мы публичная компания, представленная на Варшавской фондовой бирже и не можем раскрывать результаты до официальных объявлений, согласно биржевым правилам. О результатах бизнеса мы объявим 26 августа.
Что можно сказать о результатах третьего “Ведьмака” – успех или неудача? Какая часть трилогии лучше всего продается?
Мы невероятно довольны третьей частью и сейчас считаем это крупнейшим успехом в истории компании. Как я уже говорил, нам удалось продать 4 млн копий за первые недели и продажи с тех пор не остановились. Это – огромный успех, и очевидно, третий “Ведьмак” продается лучше других игр трилогии.
Вы даете игрокам бесплатные DLC, в то время как многие другие разработчики на них зарабатывают. Почему выбрали такую модель?
Мы считаем, что так поступать правильно. Мы не берем денег за небольшие вещи, которые в разработке не обходятся нам слишком дорого. А для игроков – это невероятное продление удовольствия от игры.
Правда, мы продаем те дополнения, которые предлагают 10-25 дополнительных часов геймплея. Но это, как нам кажется, честная сделка, ведь над таким контентом работало множество людей на протяжении многих месяцев. Это – дорогая разработка, и нам нужно выходить хотя бы на самоокупаемость по такому контенту. Но все же мы стараемся держать цены на такие DLC по возможности низкими.
Марчин как-то рассказывал, что он – большой фанат саги Анджея Сапковского и что писатель одобрил проект. Как ему понравилась третья часть? По какой модели сотрудничаете с писателем?
Бизнес-детали нашего соглашения с Анджеем Сапковским – конфиденциальны. Если же говорить о его реакции, он, конечно, сам не геймер, но знает, что происходит с игрой, и мы стараемся держать его в курсе. Да он и сам говорил, что на международных фанатских конвенциях видел и слышал многих людей, которые были просто в восторге от игры. Думаю, ему это должно быть приятно. Но лучше спросите у него самого.
Что можете рассказать об уровне пиратства третьей игры, особенно в традиционно “пиратских” регионах. Как относитесь к этому вопросу, учитывая, что вы не используете DRM?
На самом деле замерять уровни пиратства – очень сложно. В целом – он высок, но кажется, сами пираты оценили наш подход, в частности – нашу позицию, которую мы доносим до отрасли в плане использования DRM (разработчики объявили, что не будут защищать игру с помощью DRM, мол, если кто-то хочет пиратскую копию, он ее в любом случае получит – ред.). Мы видели, как пиратские сайты сами решали убирать линки на торрент-раздачи, и поясняли это тем, что с уважением относятся к нашей позиции. Это – именно та реакция, которую нам хотелось бы видеть.
Если же говорить о пиратстве в целом, нам кажется, что многие пираты – это просто пользователи, у которых нет удобного доступа к сервисам и которых можно превратить в платящих клиентов, если относиться к ним лучше и уважительней. Конечно, это не сработает для 100% пиратов.
Есть ли у вас какие-то данные об украинских игроках – пользовательском поведении, профиле, готовности платить за игры и т.д.?
Если честно, ничего особенно детального. Мы не анализируем игроков по нациям, стараемся рассматривать данные на более глобальном уровне. Но могу сказать, что в Украине было продано много легальных копий, хотя и пиратства тоже достаточно.
Можете назвать украинские геймдев-компании “на слуху”, известные на международном уровне?
Помню, была компания GSC, которая разрабатывала S.T.A.L.K.E.R. Но по-моему, они уже не на рынке, не как разработчики во всяком случае (студия GSC совсем недавно объявила о своем возвращении – ред.). Помню еще компанию 4A Games, создателей Metro 2033. Но они, кажется, переехали на Мальту около года назад?
Вы несколько раз переносили финальный релиз The Witcher 3, к вящему неудовольствию фанатов, почему?
Мы дважды переносили выход игры: сначала он был запланирован на конец 2014, затем дата сместилась на 24 февраля, и после этого – на май. Основная причина: нам все еще не нравился общий вид игры, и, как нам казалось, многое требовало “дошлифовки”. Мы очень хотели выпустить нечто потрясающее, нечто, что завоевало бы сердца RPG-фанов по всему миру. И мне кажется, перенести релиз – было правильным решением.
Что было сложнее всего в процессе разработки? Приходилось ли команде ближе к дате релиза работать круглыми сутками?
Конечно, в последние месяцы перед релизом команда по разработке работала с перегрузками. Это никогда не бывает просто физически, но также – сложно для семейных людей, ведь у многих дома жены, мужья и дети. Команда принесла множество маленьких и больших жертв на очень личном уровне, чтобы игра вышла такой, какой она есть. Насколько знаю, так происходит в большинстве крупных студий по всему миру.
Вы отложили релиз Cyberpunk 2077, какой статус у проекта сейчас?
Чтобы прояснить ситуацию, мы ничего не откладывали, поскольку официальной даты релиза для Cyberpunk 2077 пока нет. Проект находится в разработке, обретает форму. Но пока еще не время обсуждать его в деталях. Мы все покажем, когда будем готовы.
Что можно сказать о рынке RPG сейчас? Игры с открытым миром, детальным сюжетом, соло-кампаниями будут царить здесь вечно или понемногу они выходят из моды?
Думаю, этот рынок огромен в плане того, сколько есть желающих играть в RPG-игры, но не так уж и велик по количество разрабатываемых игр. По крайней мере, что касается AAA-игр (крупнобюджетных игр – ред.).
Последние месяцы (как и следующие несколько месяцев) для рынка были удачными, вышел третий Dragon Age, наша игра, вскоре появятся новый Fallout и Dark Souls 3. Но если заглянуть за релиз Dragon Age: Inquisition, какое-то время длился период “засухи” для фанатов масштабных RPG. Конечно, появлялись прекрасные игры вроде Pillars of Eternity или моей любимой Legend of Grimrock, но это немного другой масштаб (на разработку Pillars of Eternity удалось собрать денег краудфандингом – ред.).
Если же говорить о будущем, думаю, игроки будут все так же ждать проекты с открытым миром. Конечно, это не значит, что не будет появляться более мелких, линейных, но качественных RPG, которые завоюют свою долю поклонников. Но создавать масштабную RPG с открытым миром – не стопроцентный рецепт успеха. Над чем бы вы не работали, проект должен быть в первую очередь качественным. Все остальное – вторично.
Третья часть “Ведьмака” станет последней. Какой крупный проект у вас следующий? Останетесь в тематике “темной фентези” или начнете что-то совершенно другое?
Следующий проект – это, конечно, Cyberpunk 2077. Думаю, он привлечет внимание множества игроков, как только мы начнем выкатывать детали. Сейчас не могу рассказывать о планах по этой игре. Наберитесь терпения и скрестите за нас пальцы!
Во что вы лично играете (если остается время после работы)?
Я играю в неимоверное количество игр, насколько это позволяет время, ведь есть работа, рабочие поездки, семья. Но за последние несколько месяцев я прошел Evil Within (я – большой фанат старых игр Resident Evil), Dragon Age: Inquisition, .IOshock: Infinite, Ace Attorney Dual Destiny, вспомнил классическую Zak McKraken и Dig. Эпизодически поигрываю в Game of Thrones, Life is Strange и Dreamfall. Но сейчас я – посреди прохождения третьего “Ведьмака”, получаю удовольствие от нашей игры, это займет довольно много времени. Надеюсь пройти “Ведьмака” к тому времени, как выйдет четвертый Fallout.