Огромные пустые залы, где эхо путается в мраморных колоннах, на стенах – пыльные панно в кумачовых флагах, крошащийся гранит, строительный мусор, заброшенные, затхлые помещения. И здесь ж – яркие инсталляции, веселые люди на велосипедах и роликах, граффити и 3D-принтеры, студия-мастерская, где можно своими руками изготовить стул или лампу в виде оленя. И на всю эту эклектику философически взирает радужный Гоголь, вернее, голова его, оставшаяся после Гогольfest’a.
Это – ВДНХ, реликт советского времени, где сейчас как будто борются явления двух эпох: старой – монументальщина и запустение, и новой – яркие фестивали и яркие люди, пространства, инновации, стартапы, беговые марафоны и все, все, все. Новое руководство – Максим Бахматов и Макс Яковер – пришли к управлению ВДНХ около 100 дней назад. Они стараются сделать так, чтобы в выставочном центре победили новые веяния.
О том, чего им удалось достичь, и что ждет ВДНХ в будущем, читайте и смотрите в нашем репортаже.
Выход из комы
ВДНХ – это государственное предприятие. Макс и Макс получили его фактически “парализованным”: 300 гектар, 20 млн грн долгов, 20 судебных дел, заброшенные помещения, “замороженные” счета, задержки по зарплате, попытки “отжать” парковку возле входа на выставку через суд.
Предприятие было глубоко убыточным, задолжало государству по налогам, громадные помещения уже восемь лет подряд вообще не отапливались. Для ВДНХ каждый год наступал “мертвый сезон” с октября по апрель. Максим Бахматов, и.о. генерального директора и Макс Яковер, директор по развитию центра, решили все это поменять.
На данный момент ВДНХ удалось вывести на прибыль, долг сократился с 20 до 17 млн грн, парковку получилось отстоять в суде, счета предприятия уже к концу сентября разблокировали, а сотрудникам наконец-то начали выплачивать зарплату: недавно начислили деньги за вторую половину сентября. Всю прибыль планируют пустить на новые инфраструктурные проекты, а долги – реструктуризовать.
Как так получилось? “На госпредприятиях очень много людей, которые при правильном подходе очень хорошо работают и стараются”, – рассказывает Бахматов. Правда, были и сотрудники, которые не захотели остаться при новом режиме: около 10% ушло.
Новый директор ВДНХ делится секретом: чтобы выйти в ноль или в плюс, нужно просто перестать брать деньги “мимо кассы”. “Мне за 100 дней только раз подарили коробку пахлавы наши турецкие арендаторы. Она ушла в финансовый департамент, я сладкого не люблю”, – смеется Бахматов.
Проблему с отоплением решают переходом с газового отопления на шишки. Вернее, на шишки, ветки, старые поваленные деревья – подобного мусора в лесу на 180 га очень много. Отопление биомассой собираются включить уже к 15 декабря. Это позволит ВДНХ жить круглый год и не впадать в зимнюю спячку.
Чтобы центр нормально работал, нужно чтобы его посещали 3-5 млн человек в год. Вход в ВДНХ свободный, а пропуски на ивенты со временем планируют перевести на бесконтактную основу: купил карточку, проходи через турникет и отрывайся. Пока что, к сожалению, не все посетители изжили в себе отношение к публичным пространствам в стиле “все вокруг народное, все вокруг – мое”. Какой-то совсем отчаянный народ ворует даже цепочки с бачков в общественных туалетах центра. Надеемся, в возрожденном ВДНХ таких негодников среди гостей не будет.
Вы думали, что новый инновационный ВДНХ обойдется без солнечной энергии? Как бы не так. Пока что центр освещается ночью как коммунальный парк. Но паркам за это платит город, а центру за свет не платит никто.
Так что здесь запускают фонари на солнечных панелях, сейчас работает ровно один такой фонарь на Васильковской дороге – когда-то по ней ездили из Киева в Одессу. И если все пойдет как надо, фонари полностью переведут на энергию солнца.
Новые проекты: инновации и фестивали. И громадный каток
Уже к сентябрю 2016 года в одном из павильонов хотят запустить обучение в Американском университете. Это – проект по образованию на английском языке, аккредитация в американской системе образования, наполовину технологический, наполовину – о бизнес- и госуправлении. Им занимается Георгий Арвеладзе, бывший министр экономики Грузии. Почему выбрал ВДНХ как локацию? Просто понравилась новая команда.
“Этот университет должен стать основой нашего инновационного кластера. Под инновационные проекты отведена вся зона слева от первого павильона, “умная” зона”, – отмечает Яковер.
Общий объем вложений в проекте по запуску университета оценивают в $30 млн, а всего у ВДНХ уже предварительных договоренностей на $50 млн инвестиций. Многие инвесторы и предприниматели из Долины, Нью-Йорка, Европы, Израиля очень пристально следят за тем, как и куда развивается центр, рассказывает управляющий директор GrowthUP Group Денис Довгополый.
“У нас нет встреч выше среднего уровня, где бы мы не упоминали бы этот проект. О нем знают, его ждут, затаив дыхание”, – говорит он.
Конечно, инновациями дело не ограничится. На следующее лето в центре запланирован Atlas Weekend – очень масштабное музыкальное мероприятие на 80 000 человек. В это проще поверить после Гогольfest’a – его аудиторию в этом году оценивают от 45 000 до 70 000 человек.
Заметная “перемога” на территории ВДНХ – “Павильон 39» – хаб-мастерская, куда может прийти любой, заплатить за материалы, и вырезать себе, к примеру, стул из дерева. Или игрушку. Или лампу.
Это была заросшая, заброшенная постройка, но силами энтузиастов она уже успела приобрести вид творческий и даже немного богемный.
Один такой стульчик нам даже дали потестировать: на нем очень уютно, ведь сиденье пружинит и кажется мягким. И пусть он выглядит как крутая штучка из IKEA, изготовление его обойдется гривен в 350 (сюда входит плата за пользование фрезерным станком, а также стоимость материалов).
ВДНХ старается стать и территорией спорта: тут уже провели пару марафонов, ведь здесь – идеальная беговая “пятерка” – 5 км ровной трассы и свежего воздуха. Здесь собираются оборудовать душевые и шкафчики для вещей, чтобы центр облюбовали столичные бегуны.
По территории центра ездит очень много велосипедистов – люди приезжают на своих, а у кого не вышло, арендуют велосипеды. Здесь работает сразу три велооператора, у всех цены примерно одинаковы: 50 грн за первый час, потом – по 25 грн/час. “ВДНХ после Союза умер, а вот сейчас вроде что-то начало зарождаться. Тут хорошая, большая зеленая зона, люди часто приходят кататься”, – рассказывает представитель одного из сервисов аренды.
Зимой же ВДНХ планирует полностью преобразиться, здесь запускают проект с СТБ под рабочим названием “Країна зимових розваг”. На всей центральной площади зальют огромный каток на 8000 кв. м, возведут ледяные лабиринты и горки, запустят Ice Bar, парк ледяных скульптур, домик Св. Николая. Это все великолепие планируют проводить с первых чисел декабря и до Масленицы.
“Миссия ВДНХ – обучение, работа и отдых в уникальной природной среде”, – суммирует все эти планы Макс Яковер.
Обширные пространства и укромные уголки ВДНХ
ВДНХ – очень разный, есть участки откровенно заброшенные, есть – очень ухоженные и красивые. Когда мы спустились в подземный павильон, бывший некогда выставкой советской автомобильной промышленности, первое впечатление было: какой-то постапокалиптический сюжет с битым стеклом, старыми шинами, ржавчиной, рассыпающейся кирпичной кладкой. А потом наткнулись взглядом на граффити из одного слова: “Сражайтесь!”.
В общем – судите сами.