Сейчас заказать такси в онлайне – вполне обыденная процедура. Есть десятки приложений, которые под это заточены, банки встраивают возможность заказа в свои системы. Но в 2010 году, когда основатель Uklon.com.ua Виталий Дятленко учился в магистратуре Могилянки на программиста, этой услуги еще не было в онлайне повсеместно, а Uber только год как появился на свет. Когда Виталий работал над Uklon, ему было всего 22 года и это был его первый бизнес-проект.
Сейчас у приложения – сотни тысяч пользователей и 20 000 активных машин в базе, а со временем его основатели планируют запуститься по всей Украине. Виталий рассказал редакции о том, как возникла идея онлайн-агрегатора для служб такси, как компания развивалась, как работает с таксистами и пользователями сейчас, как решает споры и что планирует делать дальше.
Как появилась идея? Смотрели на западные сервисы?
На тот момент на западные решения даже не смотрели. Просто совпало время и ситуация: я пришел на работу в компанию, которая разрабатывала ПО для такси. Так что появились контакты, возможности, а также – задор и интерес попробовать сделать такую штуку. Помню, как-то в пятницу сидели со знакомым и думали: почему в онлайне можно заказать пиццу или пиво, но нельзя вызвать такси.
Службы такси тогда сидели с нами в соседних офисах. Директора служб, конечно, сначала скептически на это все смотрели, но были не против попробовать: лишние заказы никогда не помешают.
Вы запускали Uklon самостоятельно или с кем-то?
Самостоятельно такие вещи провернуть сложно, нужны связи, деньги и усердие. Мы запускали бизнес с партнером, он – тоже разработчик, но постарше и поопытней. На тот момент у него уже была наработанная база контактов, которая помогла нам стать на ноги. Мы начали разработку Uklon перед началом 2010 года, а первый заказ прошел 25 марта 2010 года.
Искали деньги под запуск?
Нет, мы были молодые и наглые, и этот запуск был в стиле “попробуем, а вдруг выгорит”. Мы ни у кого не просили денег, не заморачивались модным дизайном. Просто сделали одну страницу, выложили и написали статью на “Хабрахабр”. Конечно, хабраэффекта мы не выдержали, было очень много заходов. Но это было хорошо: ведь мы получали фидбек не просто от пользователей, которые увидели сайт с кнопочками, а от программистов, которые знают, как это все устроено
Как искали партнеров?
Когда только запускали Uklon, офисы двух служб такси были в одном здании с нашей компанией. Так что мы просто походили по офисам, поспрашивали, предложили попробовать – и особого сопротивления не встретили. Поначалу главы служб такси были не против получить +10, 50, 100 заказов в день, а когда наша база выросла, стало проще договариваться. В сфере такси-сервисов все друг друга знают и общаются, так что информация о чем-то новом расходится довольно быстро.
По какой модели начинали и по какой сейчас работаете со службами такси?
Мы не меняли модель. Зарабатываем на комиссии от заказов, ведь мы по сути – агрегатор, перепродающий информацию. Условия для различных служб разные, в среднем – от 5% до 8% за заказ.
Как рос сервис, и какие показатели у вас сейчас?
Наша аудитория росла линейно, суперпиков или суперспадов не наблюдали. Было 100 заказов в день, постепенно стало 200, 300 и так далее. Сейчас у нас месячная аудитория – около полумиллиона человек, конечно, не все из них оформляют заказы, кто-то просто хочет посмотреть и сравнить тарифы.
Среднее количество заказов в день – около 2000-3000. Сейчас у наших пользователей доступ к многотысячному парку машин, но они не все работают на постоянной основе. Мы уже запустились в Киеве, Одессе, Днепропетровске, Львове, Харькове, Запорожье, Ивано-Франковске, Ровно, недавно стартовали в Житомире, со временем думаем появиться во всех крупных городах Украины.
С какими трудностями сталкивались?
Все растущие проекты рано или поздно упираются в недостатки ПО, нехватку железа, но все это происходило понемногу, мы потихоньку учились, искали решения. Бывали моменты, что сайт ложился, потому что мы не были готовы к такому объему посетителей, а не то, что заказов. Несколько раз нас ддосили, мы подавали заявление в органы, и даже получилось найти заказчика. Но у нас все подобные дела решаются тяжело, дело могут замять, а заказчик – отделаться в лучшем случае штрафом. Так что мы постарались извлечь из этих DDoS-атак урок и лучше защитить саму систему.
Как рекламировали сервис, какие инструменты использовали?
Искали варианты рекламы офлайн, онлайн, в результате остановились на онлайне. Классические модели, с которыми работают службы такси в основной массе – это визитки, листовки, другие раздаточные материалы. Но у пользователя в почтовом ящике накапливается ведро таких визиток, и они в результате оказываются сами понимаете где.
Мы запускали баннерку на Football.com.ua, на Meteoprog.ua. На Meteoprog.ua это была недешевая компания, но в целом мы получили оттуда, может, заказов пять за все время, и то, как мне показалось, это ездили их же сотрудники. Так что мы отказались от такого варианта рекламы. Сейчас лучше всего работает контекстная и поисковая реклама, классический AdWords. “Яндекс.Директ” пробовали, но результаты слабенькие, все же украинская аудитория сидит в основном в Google. Соцсети пробовали – не понравилось, не такой прозрачный контроль за результатами рекламной кампании, как в той же поисковой рекламе, но не сдаемся – учимся на ошибках.
Как отбираете службы такси?
Около девяти месяцев тому мы запустили свою “песочницу” для работы с партнерами, где действуют наши правила. Мы ставим условия по процентам отказа, вывоза и т.д. Те, кто хорошо работают – получают одни условия, меньшую комиссию; службы, с которыми мы плохо знакомы, проходят что-то вроде испытательного срока на других базах, видят не все заказы, и у них комиссия выше. Так что службы заинтересованы в том, чтобы выполнять работу лучше. У нас также есть внутренние оценки диспетчерских, службы, которые не дотягиваются до показателей качества, или переводятся на низший уровень, или отключаются от системы.
В соцсетях достаточно часто можно встретить жалобы на ваш сервис. Понятно, что вы – агрегатор и услугу предоставляет сервис такси, но все же – как работаете с негативом?
Как я уже говорил, мы ввели очень много систем и рейтингов как для водителей, так и для самих служб. Водители за выполнение заказов получают оценки. К примеру, водитель может получить максимум 10 баллов, за каждый отказ получает -3 балла, за каждый выполненный заказ +1 балл. В зависимости от текущей оценки водителя у него меняется время отображения заказа в эфире. Водителя могут вообще отключить от системы, если к примеру, он часто отказывается от заказов, из-за него клиент опоздал, или же если он невежливо обходится с клиентами.
Мы пытаемся найти водителей, которые заинтересованы везти и доставлять клиентов вовремя, а не хитрить. Но мы считаем своими пользователями как пассажиров, так и водителей. Если клиент обманул водителя, мы пытаемся решить вопрос вплоть до компенсации суммы.
Мы также обучаем саппорт, пытаемся сделать так, чтобы общение с колл-центром было приятным. В стандартной службе такси у диспетчеров часто стоят нормы по принятым заказам. Нужно понимать, что когда вы звоните в службу такси, диспетчер заинтересован побыстрее вас обслужить и сплавить, потому что у него на линии висит еще десять звонков. А количество принятых звонков независимо от конечного результата – выполнили ли заказ, решили ли ситуацию – влияет на заработную плату. В этом в принципе есть проблема, потому что диспетчер заинтересован заработать, а не вести себя корректно или помогать клиенту.
Мы не ставим таких целей, мы стараемся решить все проблемные ситуации так, чтобы все остались довольны. У нашего саппорта есть внутреннее оценивание, а все звонки прослушиваются и анализируются, никто не будет фыркать в трубку или отказываться помочь вам.
Влияет ли кризис на ваш проект, есть ли спад по обороту, количеству заказов? Люди меньше стали ездить на такси?
Тьху-тьху, нет:) Если посмотреть общее развитие проекта, то кризис некритично повлиял на нас, мы как развивались, так и развиваемся линейно. Мне кажется, из-за того, что у людей стало меньше денег, они просто пытаются искать более дешевые варианты. А у нас в стране такси в принципе очень дешевое, и оно не подорожало. На Uklon можно самому формировать цену, и многие, кстати, даже добавляют денег сверх обычного тарифа при заказах, чтобы ускорить поиск машины. Но по офлайн-рынку ситуация в стране, конечно, довольно больно ударила.
Что будет с проектом дальше?
Будем развиваться. Мы постоянно добавляем всякие плюшки. Недавно, например, запустили отображение машины водителя в реал-тайме на карте. Делаем интеграцию с безналичными расчетами, подключим карты, но сначала, наверное, попробуем вариант попроще – онлайн-кошельки с предоплатой.
Кстати, а почему так долго не запускали карточки?
Мы приценивались. У платежных систем довольно большая комиссия, и чтобы выходить в ноль по таким платежам, нужно поднимать тарифы. Платежные системы могут идти на уступки, но только в случае, если речь идет о проектах с миллионными оборотами в месяц и то это могут быть скидки на десятые или сотые процента в комиссии. Зачисление платежа с клиентской карточки, начисление денег водителю, службе – на всех этапах процессинговые центры берут комиссию.
Пока думаем над вариантами, как подключить карты, не поднимая тарифы. Кстати, мы общались с “ПриватБанком” по интеграции заказа такси в “Приват24». Нам это предлагали одновременно с той службой такси, которая сейчас с ними работает. Но та служба пошла на уступки, обрезала свою комиссию и накинула комиссию на водителей, чтобы не менять тариф. А мы агрегатор, у нас нет своих водителей и нет большой комиссионной маржи, если бы мы приняли такие условия, мы уходили бы в минус. Оплата из “Приват24» – это прикольная тема в плане развития и популяризации, но мы подумали и приняли взвешенное решение отказаться. Хотя в плане процессинга у них низкая комиссия и если будем подключать интернет-кошельки, скорее всего, это будет “ПриватБанк”.
Последний вопрос: Uklon – прибыльный проект? Вы ищете инвесторов?
Мы самоокупаемся, и можно сказать, что прибыльны. Внешних денег пока не ищем. Раньше нам предлагали сделки по покупке проекта, сейчас в основном предлагают выкупить мажоритарный пакет. Пока мы в раздумьях. Чтобы поднимать инвестиции, нужно хорошо понимать, на что они пойдут. Чтобы развиваться в Украине, нам хватает денег, возможно, будем искать инвестора, чтобы выходить на зарубежные рынки.