Вспышки, созданные украинцами из Concepter – пока что единственный продукт родом из Восточной Европы, который продается на полках официальных магазинов Apple. Поэтому неудивительно, что гаджет породил массу эпигонов, в частности – на китайских интернет-магазинах. Для украинской команды вопрос зачистки рынка от дешевых подделок под iBlazr встал довольно давно, и на днях директор по развитию бизнеса Евгений Рогов рассказал редакции детали этой кампании.
Влияние подделок стартап начал ощущать уже три-четыре месяца назад, рассказывает Евгений – за считанные недели на китайских площадках начали появляться копии разного качества и разных производителей. Сейчас пытаются копировать iBlazr минимум 4-5 различных компаний.
Сейчас же команда Concepter активно зачищает площадки типа Alibaba, Aliexpress, TaoBao и Amazon. К примеру, на сайтах Alibaba Group процедура подачи жалоб автоматизированная.
Сначала нужно показать документы на владение ТМ, патент или копирайт (до этого стартап уже подал на регистрацию ТМ в США и Китае – сам процесс занял около полугода). У Сoncepter не всегда получалось подать весь пакет документов сразу – постоянно не хватало какого-нибудь письма-авторизации, отчета или выписки, рассказывает Евгений. Затем нужно составить список из ссылок на продукты, которые по мнению автора жалобы, нарушают его права.
“В нашем случае я выделил два вида заявок, на копии iblazr, и на товары, продающиеся под ТМ iblazr, использующие наши видео/фото материалы и приложение. После этого Alibaba берет до семи дней на рассмотрение заявки, но на практике уже через 3-4 дня выносится решение. Китайские компании в свою очередь имеют право подать контр-заявку, обычно это документ утверждающий, что именно они являются владельцами ТМ iblazr в Китае”, – рассказывает Евгений.
С этим связан интересный нюанс: в Китае – уникальная система защита интеллектуальной собственности, сейчас в стране зарегистрированы десятки млн патентов и ТМ, причем при регистрации никто не проверяет, есть ли уже аналогичная заявка, рассказывают в Concepter. И на сайте, куда можно подавать заявки на нарушение прав, так и написано: Patent rights in utility models and design patents issued by the State Intellectual Property Office of the People’s Republic of China(P.R.C.) are uncertain because only formalities are examined.
Когда пару месяцев была завершена регистрация патента на iblazr в Китае, команда узнала, что в стране есть компания, которая владеет точно таким патентом, но с другой датой. “Я насчитал около 7 различных владельцев ТМ iblazr в Китае. К счастью, Concepter был первым при регистрации и патента, и ТМ. Но чтобы это доказать, необходимо заказать отчет-расследование, который фактически покажет дату регистрации, по которой станет ясно, кто же является первоначальным владельцем. А отчет делается в течение 6 месяцев”, – говорит Евгений.
Борьбой с копиями на Amazon занимается СОО Concepter Олег Маленков. Но там сам процесс сложнее. Для начала нужно сделать контрольную закупку у каждого продавца, получить товар и сделать фото доказательства, что это подделка, обосновав ее отличия. У стартапа не было на это времени, поэтому решили просто писать письма продавцам с угрозами: если товар не будет удален в течение 24 часов, будет подана официальная жалоба Амазону с требованиями блокировки и штрафа. И это сработало. “На Alibaba, кстати, я тоже составлял и отправлял такие письма, но китайские продавцы в Китае чувствуют себя увереннее и попросту игнорировали мои угрозы”, – говорит Рогов.
На днях Concepter получал довольно много писем с просьбами отозвать жалобу и дать возможность работать дальше.
Подделки довольно заметно мешали стартапу работать. По словам Рогова, около 15-20 контрактов с компаниями, с которыми месяцами велись переговоры, оборвались в последний момент именно из за подделок. В основном из-за цены: компании не хотели связываться с продуктом, который им будет трудно продавать. Покупатели могут решить: зачем покупать вспышку за $40, если можно купить такую же всего за $7-15.
Кампания приносит результаты: если около недели назад на Aliexpress, с которого начали чистку, было около 700 упоминаний iblazr, сейчас их 14, четыре из которых – это копии устройства и 10 – товары, использующие имя продукта.
Напомним, последняя кампания украинской команды Concepter в очередной раз собрала искомую сумму раньше срока. На следующее поколение LED-вспышек iBazr стартап собрал необходимые $70 000 всего за три дня с момента старта.