“Формула Студент КПИ” – это образовательный проект университета “Киевский политехнический институт”, в рамках которого команда студентов создала полноценный гоночный болид. Несмотря на трудности с финансовой поддержкой подобных проектов и другие невзгоды, с которыми столкнулись студенты, им удалось создать автомобиль в рекордные сроки, обладая несоизмеримо меньшим бюджетом, чем у их европейских коллег.
Проект был запущен в 2014 году, и КПИ далеко не единственный вуз, студенты которого проектируют болиды. Существуют соревнования Formula SAE, созданные в 1978 году в США, в рамках которых студенты проектируют гоночные автомобили. Соревнования организованы международным сообществом автомобильных инженеров SAE.
C 1998 также проводятся соревнования “Formula Student”, которые являются аналогом Formula SAE, только в Европе, в рамках которых оцениваются характеристики созданных автомобилей. В них участвуют студенты университетов со всего мира. Из Украины, помимо студентов КПИ, на них подали заявку также студенты Одесского политехнического института, у которых на постройку болида ушло 3 года.
Киевский же проект был основан на кафедре интегрированных технологий машиностроения Механико-машиностроительного института. Однако, студенты сразу же столкнулись с проблемой финансирования.
Главная идея подобных проектов – тренировка специалистов для частных компаний, которые занимаются машиностроением. Именно поэтому в европейских странах финансирование часто поступает именно от корпораций. “В Германии на 80% финансирование приходит от частных компаний – производителей автомобилей, инженерных компаний, промышленности. В Англии – большую часть средств покрывают университеты, т.к. у них этот проект идет как дипломный на старших курсах”, – объясняет Кирилл Тепляков, руководитель проекта “Формула Студент КПИ”.
Украинским студентам приходится выкручиваться. Деньги нашли нетривиальным способом – приняли участие в проекте «Nescafe Ідея-Х», победили в нем и подняли таким образом 100 000 грн. Еще немного помогла корпорация САН ИнБев, которая выделила грант в размере 10 000 грн за победу в конкурсе социальных проектов.
Несмотря на то, что объем финансирования в разы отличался от коллег из европейских институтов, студентам КПИ удалось собрать машину в рекордные сроки. “Постройка первого болида у европейских команд занимает в среднем 2-2,5 года. Следующие уже строятся за год. Нам удалось с нуля спроектировать, построить и поехать на соревнования за год. При этом бюджет среднестатистической команды на соревнованиях – около 150-200 тысяч евро, мы же уложились в 4,5 тысячи”, – рассказывает Тепляков.
Болид весит 260 кг, обладает мощностью в 98 лошадиных сил и разгоняется до 100 км/ч за 4 секунды, а примерная максимальная скорость составляет 260 км/ч. Для сравнения, профессиональные болиды “Формулы 1” разгоняются до 100 км/ч в среднем за две с лишним секунды.
Помимо участия в украинских мероприятиях, вроде Kyiv Mini Maker Faire, TEDxKPI, Sikorsky Challenge и Old Car Fest, студенты прошли на чешский этап международных соревнований “Formula Student”. Но их ждала неприятная неожиданность.
На границе возникли трудности с оформлением документов и машину пропустили лишь частично. Без двигателя. Таким образом команда таки приняла участие в соревнованиях, но не смогла продемонстрировать возможности автомобиля. Как не бились студенты и не пытались примастерить новый двигатель, ничего не вышло. По итогу команда заняла 22 место.
Однако, это не остановило студентов и они продолжают разработку проекта и собираются выходить за его рамки. Вот что планируется в ближайшее время:
- Запуск образовательных курсов по CAD/CAM/CAE системам с последующей сертификацией.
- Создание первой в Украине университетской fab-lab.
- Продолжение участия в международных соревнованиях.
Подобные проекты и соревнования – один из самых эффективных способов взращивания сотрудников для больших корпораций. В Украине такие подходы пока не популярны, однако пример студентов из КПИ может послужить почвой для развития данного направления.
“Тенденция по Европе простая – компания вкладывает деньги в команды по всей Европе и ежегодно получает до 30 специалистов из отдельного университета, готовых к работе. У нас тоже так может произойти, если популяризировать подобные образовательные проекты, поскольку такой формат подготовки кадров довольно нов для нашей страны”, – резюмирует Тепляков.