Скоро Новый год, а значит – время раздавать подарки, то есть назвать лучшие украинские стартапы года в. нашей номинации “стартап года”. В 2015 на украинском рынке стартапов и венчурного инвестирования много чего произошло и поменялось. “Год для отрасли закончился с самым лучшим результатом, но и самым большим количеством упущенных возможностей за последние 10 лет”, – так коротко охарактеризовал 2015 год CEO GrowthUP Group Денис Довгополый.
С одной стороны, на IT-рынке неспокойно, в стране война и немного кризис, многие инвесторы выжидают, обыски-обыски-обыски. С другой стороны, давно мы не видели столько позитивных событий за год: украинский стартап продался за рекордные $150 млн известной компании, несколько известных проектов добились успешных экзитов, на рынок вошли такие крупные инвесторы, как ЕБРР и фонд Сороса.
Что особенно приятно, многие известные проекты заметно повзрослели: команда Petcube, несколько лет назад назад имевшая только идею и запал, теперь продает свои гаджеты через Amazon и Best Buy, вспышка для айфонов iBlazr стала первым украинским гаджетом, попавшим на полки магазинов Apple. Поводов для гордости за украинские проекты – более, чем достаточно. Но кто же особенно отличился в 2015 году?
По итогам года редакция AIN.UA подготовила очередной рейтинг лучших украинских стартапов, основанный на опросе ведущих экспертов отрасли. Наш прошлогодний рейтинг вы можете посмотреть здесь (как видно, великолепная десятка сильно изменилась за год).
Мы попросили экспертов (как и прежде, это ангелы, венчурные инвесторы и предприниматели) назвать пять или менее стартапов, которые запомнились им своими достижениями в уходящем году. Стартапы отмечали за финансовые результаты – “стали наконец-то себя кормить”, успешные экзиты, развитие экосистемы, выход на новые рынки, и даже за “пушистость” (несложно догадаться, кто имеется в виду).
Участникам голосования предлагалось назвать только проекты с украинской командой, которая начала работу не ранее 2013 года. Каждый названный проект получал по одному баллу, а итоговый рейтинг мы определили, просто подсчитав сумму баллов по каждому стартапу. Ниже, после списка победителей, подан полный перечень проголосовавших экспертов, а также список всех номинантов в алфавитном порядке.
1
Looksery – приложение для корректировки фото и видео в реальном времени
Скажем честно: мы в редакции долго спорили, включать ли в рейтинг те стартапы, которые как отдельный проект уже не существуют. Но решили, что продажа Looksery за $150 млн, безусловно, стала главным событием 2015 года на стартап-рынке, и не включить его было бы просто нерационально. “Однозначный ньюсмейкер №1 2015 года, тут даже объяснения не нужны”, – пишет Наталья Березовская, Detonate Ventures.
Этот проект рванул в развитии очень быстро: мы общались со стартапом еще на IDCEE-2014, и тогда глобальные планы Looksery по завоеванию мира звучали немного фантастично. Но всего за год команде удалось быстро найти клиентов на западных рынках, лицензируя свою технологию обработки изображений и видео, так что Looksery начал генерировать невиданные для украинского стартапа $1 млн оборота в месяц.
Сейчас Looksery как отдельный проект не существует, приложения уже давно нет в App Store, оно стало частью проекта Snapchat Lenses. Но какой еще украинский стартап может похвастаться тем, что c помощью его технологии сам Терминатор делает новогодние селфи?
Основал компанию Виктор Шабуров, который ранее создал в Одессе компанию Handster и успешно продал ее Opera Software. Шабуров работал вице-президентом Opera, но ушел из компании ради участия в Looksery. Автором идеи Looksery — обработки изображения в реальном времени — стал изобретатель Юрий Монастыршин.
2
Ecoisme – система домашнего энергоменеджмента
Стартап своей глобальной целью ставит сберечь экологию во всем мире, а заодно помогает домохозяйствам экономить посредством энергосбережения. Именно это глобальное видение стимулировало некоторых экспертов назвать именно этот проект в числе номинантов. Стартап регулярно попадает во всевозможные рейтинги лучших стартапов, в этом году его отметили на IForum.
Ecoisme — это система домашнего энергоменеджмента, которая подключается в электрическом щитке к кабелю электропитания и измеряет потребление электроэнергии в доме. Все данные об энергозатратах вносятся в подробную аналитику, которая помогает отследить излишества и увидеть возможности для экономии.
“Помимо важного продукта, они развивают экосистему и привлекают внимание к вопросам энергосбережения . Плюс – они стали достаточно известны, в частности, и благодаря своему ответственному подходу к подготовке правильной презентации для международных стартап-тусовок. Это, в том числе, формирует имидж страны”, – отметил Макс Яковер, создатель “Часопыса”, называя стартап среди номинантов. И действительно – Ecoisme в этом году с другими известными проектами представлял Украину на Ukrainian Startups Roadshow в Лондоне, где украинские проекты впечатлили инвесторов.
А еще команда Ecoisme стала победителем питч-сессии Utility Day на конференции CeBIT-2015 в Ганновере и получила приз от крупнейшего европейского вендора в области энергосбережения RWE:
В 2014 году стартап поднял 80 000 евро от польского инкубатора Hubraum (проект Deutsche Telekom), а его команда переехала в Краков. В этом году команда стартапа получила ангельские инвестиции от известного бизнес-ангела Бастиана Годска, который стал советником команды по вопросам стратегического маркетинга.
3
Сoncepter – создатели вспышки iBlazr и других гаджетов
Команда Concepter впервые стала известной, когда в 2013 году провела суперуспешную кампанию на Kickstarter (в то время очень немногие проекты из Украины отваживались запускаться на этой платформе). С тех пор Concepter вырос в международный бизнес, вспышки iBlazr продаются в официальных магазинах Apple, и их активно копируют китайские “ноунеймы”. “Я по крайней мере, хоть слышал о них, и даже покупал их продукт”, – отметил Виктор Шабуров, отдавая проекту свой голос.
В этом году у стартапа было много новостей. Во-первых, команда запустила вторую версию своей вспышки, которую благодарная публика активно поддержала на Kickstarter: iBlazr 2 собрала нужные $70 000 всего за три дня, и тоже попала на полки магазинов Apple. Именно этот релиз отмечали некоторые эксперты, голосуя за стартап. “Вспышка вышла во второй версии. И вроде бы, ничего сложного – вспышка на Bluetooth, но реализация, отношение и подача – вот что их выделяет”, – отметил Петр Бондаревский, сооснователь Coppertino.
Во-вторых, команда анонсировала новые продукты, к примеру,«Fitbit для мониторинга времени» – тайм-трекер Soul, причем сами они утверждают, что это первое устройство такого рода. С его помощью пользователь может следить за тем, сколько времени он проводит с близкими и друзьями. Команда собирается показать его на CES (кстати, iBlazr регулярно участвует в этой крупнейшей мировой выставке потребительской электроники).
Команда стартапа охотно делится знаниями с коллегами по рынку. Concepter взялся за такое трудоемкое дело, как организация производства в Китае, и подробно рассказывает о нюансах такой задачи.
4
Jeapie – сервис доставки мобильных push-уведомлений
Сделка между украинским стартапом Jeapie и канадской компанией Mobify стала вторым по значимости экзитом на рынке после Looksery. Именно поэтому эксперты и голосовали за стартап. Точную сумму покупки стороны не сообщили, сказав лишь, что это цифра с семью нулями. Ранее в Jeapie инвестировали фонд GrowthUP+ и инвесткомпания Digital Future, для которых это первый экзит в портфеле.
Jeapie – это сервис доставки мобильных push-уведомлений для компаний, которые хотят экономить на SMS-рассылках. Стартап предлагает как простые решения (конструктор приложений для приема уведомлений), так и сложные – для продвинутых клиентов («умные» уведомления с кроссплатформенной доставкой, статистикой рассылок, сегментацией аудитории и т.д.). Mobify в свою очередь занимается решениями в области мобильного e-commerce в странах Европы, Америки и Азии.
Основатели Jeapie Александр Михайленко (СЕО) и Артем Шананин (СТО) переедут в Ванкувер, где располагается головной офис Mobify, и будут работать над интеграцией своих продуктов в платформу Mobify. Разработчики и команда маркетинга останется в Украине. Все текущие клиенты и партнеры стартапа останутся на полной поддержке, но компания закроет регистрацию новых пользователей. Крупным клиентам предложат мигрировать на Mobifу – Jeapie как отдельный сервис развивать больше не будут.
5
Competera – онлайн-сервис аналитики ценообразования для e-commerce
О Сompetera на украинском рынке мало что известно. Это риал-тайм сервис, который помогает интернет-торговцам ежедневно устанавливать цены, соответствующие реалиям рынка. Стартап изначально ориентирован на рынок СНГ с центром в России, где находится большая часть клиентов компании. Ее представительства на сегодня есть в Санкт-Петербурге, Лондоне и Киеве.
Если Сompetera когда-либо и привлекала инвестиции, публично о них не объявляли. Однажды на отчетном мероприятии сообщества бизнес-ангелов UAngel кофаундер Сompetera Александр Галкин рассказал о том, что стартапу неоднократно предлагали посевные деньги, однако к тому времени Competera уже зарабатывала и не нуждалась в сторонних вливаниях.
Стартап редко попадает в информационное поле украинского IT-сегмента, однако несколько раз все-таки «засветился» на AIN.UA. В частности Competera стала обладателем сертификата от AllBiz 1 млн рекламных просмотров в рамках конкурса стартапов на прошлогоднем IDCEE и награды в номинации «Инновационный сервис для ритейла» на E-Awards.
6
Delfast – сервис доставки за час на электробайках
Предприимчивый серийный предприниматель Данил Тонкопий в конце 2014 года объединил две горячие темы – логистика и энергосбережение – в одну и получил DelFast. Начинали в Киеве с 10 электровелосипедов разной мощности, а уже к апрелю 2015 года подключил более 70 клиентов, среди которых такие крупные интернет-магазины, как F.ua, MOYO, kniga.biz.ua, Eda.ua и другие.
В феврале DelFast привлек $250 000 от российского фонда Imperious Group. На эти деньги Тонкопий докупил несколько десятков электробайков, расширив автопарк, и запустил новые направление доставки по Киеву. На сегодня в автопарке DelFast 65 байков.
В мае Данил запустился в Польше – выход профинансировал серийный предприниматель Андрей Бычковский, который возглавил польский офис DelFast. «В Польше все офигенно! Мы обслуживаем pizzaportal.pl (польское подразделение Delivery Hero) и Poczta Polska (крупнейший почтовый оператор). В Варшаве рост будет более бурный, чем в Киеве», – рассказал AIN.UA Данил.
В Киеве, по его словам, бизнес растет в среднем на 25% в месяц. Летом киевское подразделение стартапа привлекло в Украине еще несколько крупных клиентов – ПриватБанк и «Новую Почту». Однако с “Розеткой” скооперироваться так и не получилось.
В октябре DelFast решил диверсифицировать бизнес и запустил «Uber для вызова курьера». Одноименное мобильное приложение позволяет вызвать курьера, чтобы он в течение часа доставил, скажем, пирожки вашей бабушке. Впрочем, на сегодняшний день приложение скачали менее 1000 пользователей.
7
Kwambio – платформа для создания 3D-продуктов
Kwambio — это онлайн-платформа для дизайнеров и пользователей 3D-принтеров, на которую дизайнеры могут загружать свои 3D-проекты, а пользователи — менять их внешний вид на свой вкус и распечатывать на своих устройствах. Зарабатывает проект 30%-ными отчислениями от стоимости каждой проданной модели.
Сервис запустился в октябре 2014 года украинцами Владимиром Усовым и Дмитрием Кривошеем, и уже успел попасть в наш прошлогодний рейтинг. В том же году команда Kwambio, вместе с Ecoisme и Looksery, стала одним их победителей конкурса стартапов на IDCEE-2014. Онлайн-платформой также заинтересовалась одесская компания, название которой не разглашается, и вложила в Kwambio $500 000.
Запустить сервис в открытый доступ планировали до конца 2014 года, однако релиз перенесли на лето 2015. За это время Kwambio не сидели сложа руки и в апреле представили новинку — рабочий прототип 3D-принтера UNIQUE One. «Это по аналогии с Apple — у нас был свой iTunes, а теперь мы создали собственный iPod», — сказала нам команда стартапа.
В июне Kwambio попали в число участников летней программы знаменитого бостонского акселератора TechStars и получили $650 000 на развитие стартапа. После полномасштабного запуска в августе команда Kwambio переехала в Нью-Йорк. Владимир Усов объяснил выбор желанием быть ближе к своим пользователям и партнерам. Команда стартапа увидела, что большинство дизайнеров, с которыми она работает, а также большинство клиентов – из Нью-Йорка. 3D-принтер UNIQUE One все еще находится на стадии разработки.
В этом году Kwambio начала нравиться нашим экспертам больше, поскольку с 8-10 места в прошлогоднем рейтинге, поднялась на седьмое.
8
Preply – сервис по поиску локальных и онлайн-репетиторов
Стартапу уже более четырех лет и к сегодняшнему результату они шли методом проб и ошибок. Украинский веб-сайт Preply был запущен в апреле 2013 года и стал уже третьим преображением стартапа. В июле 2013 сооснователь и CEO стартапа Кирилл Бигай поделился с нашими читателями уроками, которые команда вынесла после двух лет работы над проектом. В 2015, после еще двух лет, Preply превратился из сервиса для изучения английского языка в более масштабный проект, где пользователь может найти репетитора по 12 языкам: от украинского и русского до китайского и арабского.
Preply – это интернет-площадка для поиска репетиторов, которая помогает в несколько кликов найти подходящего преподавателя или разместить заявку о поиске специалиста по иностранным языкам для хобби, школьной программы и даже бизнеса. На платформе можно выбрать репетитора не только из местных педагогов, но и онлайн-репетиторов из других стран.
Длительность обучения зависит от уровня, с которым пришел ученик. Но грубо говоря, после 45 часов занятий можно повысить уровень знания иностранного языка с pre-intermediate до intermediate, а еще через 45 часов — подняться к уровню upper-intermediate.
Летом 2015 Preply посчастливилось попасть в европейское подразделение TechStars и получить $120 000 инвестиций. На время акселерации команда переехала в Берлин, а это, по их словам, “открывает доступ на всю Европу”. За участие в программе TechStars получил 6%-ную долю в проекте, плюс конвертируемый займ на $100 000. Кроме того, Preply оформили примерно $100 000 сервисами компаний Amazon, PayPal, SendGrid. Именно факт попадания стартапа в знаменитый американский акселератор, скорее всего, впечатлил наших экспертов, которые отдали ему восьмое место.
9
SOC Prime – платформа кибер-безопасности
Создатели SOC Prime работают в сфере, которая обладает колоссальным потенциалом и малым уровнем конкуренции. Профессионалов, которые занимаются SIEM (управление информационной безопасностью и управление событиями безопасности), очень мало. SOC Prime стала первой компанией, которая построила платформу защиты предприятий от киберугроз.
У руля стоит Андрей Безверхий, специалист, который занимается кибербезопасностью уже более шести лет. В совете директоров также специалисты из Германии и Литвы с более чем 15-летним стажем работы в этой сфере, а также глава венчурного фонда Gravia.vc (инвестор SOC Prime) Леон Подобедов и глава GrowthUP Group Денис Довгополый.
Несмотря на то, что компания основана в 2014 году, активную деятельность она начала в апреле 2015-го. К концу года в список клиентов компании вошли такие большие структуры, как OTP Bank, StarLight media, «УкрСиббанк», «Воля», «Сбербанк России».
В дальнейшем компания планирует расширение на европейские рынки. В частности, недавно SOC Prime анонсировали запуск сотрудничества с нидерландской фирмой Perсeptive Security.
10
Ugears – механические 3D-паззлы из дерева
Проект Ugears запустил технический дизайнер Денис Охрименко в июле прошлого года. Для запуска проекта удалось поднять инвестиции от Геннадия Шестака, директора издательства «Эгмонт Украина».
Изначально стартап назывался Ukrainian Gears и планировался как изделия из картона, однако создатель осознал, что задуманные паззлы получится сделать только из дерева, на это и потребовались изначальные инвестиции.
Но настоящую известность проекту принесла феерическая кампания на Kickstarter. UGears поставили себе цель собрать $20 000 и уже за первый день кампании собрали $24 000. На момент написания статьи, до конца кампании оставалось еще три дня, а сумма на счету составила около $310 000. Таким образом UGears превзошли поставленную цель в 15 раз.
Впрочем, основатели стартапа признаются, что краудфандинговая кампания изначально задумывалась не столько как способ поднять средства, сколько как элемент эффективного пиара и наработка базы пользователей. И им все удалось. Итого, механизмы уже продаются в Польше и Германии и планируется запуск проекта в США.
Общий список проектов, которые называл экспертный совет:
- 2Event
- Ajax Systems
- Сardio4U
- CartFresh
- Competera
- Datawiz.io
- Delfast
- Dressboom
- Drone.UA
- Drotr
- Ecoisme
- Enable Talk
- Force Emotion
- Hashtago
- iBlazr
- Jeapie
- Kwambio
- LeadScanner
- LifeTracker
- Looksery
- Luciding
- Mobypay
- Ohhio
- Ontheio
- Petcube
- Petiole
- PolyITAN
- Poster
- Preply
- Prof.estate
- Prometheus
- Publicfast
- Pure
- Restream.io
- Serpstat (Продвигатор)
- Settle/AllSet
- Smart Atoms (LaMetrics)
- SOC Prime
- Tona
- Traqli/Newzmate
- Tripmydream
- Ugears
- Win Taxi
- Wishdates
- Wishround
Общий список проголосовавших экспертов:
- Ажнюк Ярослав, CEO Petcube
- Березовская Наталья, CEO Detonate Ventures
- Бондаревский Петр, сооснователь Coppertino
- Витченко Алексей, Digital Future
- Гадомский Дмитрий, адвокат в «Юскутум»
- Довгополый Денис, управляющий партнер GrowthUp Group
- Дубинская Евгения, партнер BBG
- Дукач Семен, управляющий директор TechStars
- Кенигштейн Илья, инвестор,
- Кологривов Ярослав, генеральный директор Научного парка “Киевская политехника”
- <span data-sheets-value="[null,2,"\u041a\u043e\u043b\u043e\u0434\u044e\u043a \u0410\u043d\u0434\u0440\u0435\u0439, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c Divan.TV, \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0439 \u043f\u0430\u0440\u0442\u043d\u0435\u0440 AVentures Capital”]” data-sheets-userformat=”[null,null,33283,[null,0],[null,2,11982760],null,null,null,null,null,null,null,0,null,null,null,null,null,1]”>Колодюк Андрей, основатель Divan.TV, управляющий партнер AVentures Capital
- Косован Александр, управляющий партнер SMRK
- Криворчук Андрей, директор Chernovetskiy Investment Group
- Мазур Кирилл, партнер Imperious Group
- Максимович Ярослав, основатель Banner.UA
- Оруджалиев Артур, руководитель проекта AIN.UA
- Палиенко Николай, основатель Prom.ua
- Савин Николай, директор GrowthUP
- Семенов Игорь, партнер TA Venture
- Синицкий Руслан, основатель и СЕО Jelastic
- Сысоев Евгений, управляющий партнер AVentures Capital
- Тигипко Виктория, управляющий директор TA Venture
- Чайка Юрий, сооснователь MonexY
- Шабуров Виктор, СЕО Looksery
- Шойфот Игорь, партнер Happy Farm
- Яковер Максим, основатель и СЕО «Часопис»
Редакция AIN.UA благодарит членов экспертного совета за участие в проекте.