Facebook, Twitter и другие социальные сети очень много знают про нас. Они рисуют наши личностные портреты, собирают нас в “группы по интересам” и продают это данные рекламодателям. Но пользователь не может получить от них собственный личностный портрет – журналистка издания NPR Аарти Шахани пробовала, ей отказали. Тогда она нашла другой путь узнать, какой интернет ее видит. К ее удивлению, характеристика оказалась очень точной.

Анализ личности Шахани выполнил суперкомпьютер IBM Watson. Журналистка дала ему доступ в свои аккаунты в Facebook и Twitter, и на основании этих данным система составила портрет личности в виде диаграммы. Характер Аарти искусственный интеллект анализировал по словам, которые она использует в своих текстах, общему тону сообщений и прочим данным из соцсетей.

На диаграмме указаны основные особенности ее характера в процентном соотношении. Всего их 88. Ярче всего у Шахани проявляется вызов общепризнанным авторитетам – Watson оценил эту черту в 95%. Экстраверсия (обращенность внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вне его, вокруг него) получила всего 35% – открытой Шахани назвать нельзя. Она подтвердила – все так.

Шахани не ожидала столь точной оценки ее личности на основании данных из ее Facebook и Twitter. Ее поведение в разных соцсетях сильно отличатся. «В Facebook я — это я, а в Twitter я превращаюсь в придирчивую всезнайку. Я думала, система даст разные оценки моей личности по разным аккаунтам, но оценка практически одинакова. Удивительно”, — заявила Шахани.

Анализ производился при помощи когнитивной системы IBM. Технология была разработана не столько для использования в психологии и психиатрии, сколько для других сфер, в том числе, маркетинга. IBM обнаружила, что люди с высокой степенью открытости и низким эмоциональным диапазоном (нейротизм) более благосклонно относятся к рекламе и чаще кликают по ней. Они также активнее ретвитят новости других людей, если их об этом просят.

Возможно ли обмануть Watson, пока неизвестно. “Если я знаю, что мой потенциальный работодатель будет использовать этот инструмент для анализа моей личности, что я могу предпринять, чтобы составить более положительную оценку?”, – задумывается Шахани. По ее мнению, многие люди будут стараться манипулировать такими инструментами, чтобы получить хорошую работу или найти идеального партнера.

Пока сервисы анализа личности IBM закрыты для общего доступа. Корпорация работает над тем, чтобы открыть возможности Watson миру. Впрочем, некоторые из таких сервисов уже можно протестировать: один анализирует личность по тону и общему эмоциональному окрасу ваших текстов, а второй – по стилю и конкретным словам.

Между тем, американские инженеры обучили компьютер распознавать юмор на картинках.