Иван Примаченко опубликовал на своей странице в Facebook «подборку здравого смысла», в которой поделился базовыми правилами установления первого делового контакта с незнакомыми людьми и организациями. В Prometheus Иван отвечает за разбор входящей почты и звонков. Он занимался установлением контактов с занятыми и известными людьми и организациями последних пять лет, а составленный список рекомендует прочитать и использовать каждому, чтобы “сохранить время и нервы всем сторонам делового общения”.

1. Если беспокоите – беспокойте

Не нужно начинать деловое общение с фразы: “Можно ли вас побеспокоить?” или “Можно ли задать вам вопрос?”. Вы уже побеспокоили, но вместо общения по существу лишь тратите время вашего собеседника.

2. Пишите коротко и по сути

Излагайте суть своего обращения одним сообщением ­– кратко, ясно и по делу. Общая суть должна быть понятна из первых двух-трех предложений или первого абзаца, как максимум. Помните, что тот, кто разбирает почту большой организации (или популярный пользователь соцсетей), обычно получает десятки, а то и сотни сообщений в день. Вчитываться в каждое из них нет никакой физической возможности, поэтому решение об ответе на ваше письмо будет принято на основе первых предложений.

3. Заголовок ­очень важен

Если вы пишете электронное письмо, укажите основное в заголовке. Нет, заголовок “Сотрудничество” не подходит. Потому что он практически ни о чем не говорит и является первым кандидатом на игнорирование. Если вы не считаете должным тратить время на составление содержательного заголовка, почему другим людям стоит тратить время на содержательный ответ? Потратьте время на короткий и информативный заголовок письма: “Предложение сотрудничества по созданию онлайн-курса по [название предмета] от [название организации]”. Это привлекает внимание намного лучше.

4. Уважайте время вашего собеседника

Не нужно начинать общение с незнакомыми людьми с предложения “встретиться и все обсудить”. Изложите главную мысль письменно, и если она будет интересна, то последует встреча. Большинство вопросов можно и нужно решать в письменном виде, и только если это совсем не получается, переходите к телефонному разговору или офлайн-встрече.

5. Не бойтесь попросить

Сразу же напишите чего конкретно хотите и что предлагаете взамен. Если вы ничего не предлагаете взамен, то не нужно стесняться честно оформить ваше сообщение как просьбу – это позитивно воспринимается большинством людей. А вот пытаться на ровном месте подать ситуацию так, будто, помогая вам, собеседник еще и должен останется, не стоит. Поверьте, большинство людей не идиоты и понимают, что пиар-эффект от присутствия на вашей афише, мягко говоря, не равноценен публикации в популярном СМИ.

6. Пишите правду

Не обманывайте и не утаивайте важную информацию, ведь обмана не любит никто. Большие организации и опытные люди, как правило, хорошо умеют чувствовать неправду. Утаивание важной информации ничем не лучше: когда со временем станут известны важные детали, то грянет скандал. Если вы приглашаете человека выступить спикером на конференции, участие в которой стоит как средняя зарплата в стране, об этом, как минимум, стоит упомянуть.

Напомним, мы также публиковали 20 правил бизнес-этикета, которые должен знать каждый профессионал.