Иван Примаченко опубликовал на своей странице в Facebook «подборку здравого смысла», в которой поделился базовыми правилами установления первого делового контакта с незнакомыми людьми и организациями. В Prometheus Иван отвечает за разбор входящей почты и звонков. Он занимался установлением контактов с занятыми и известными людьми и организациями последних пять лет, а составленный список рекомендует прочитать и использовать каждому, чтобы “сохранить время и нервы всем сторонам делового общения”.
1. Если беспокоите – беспокойте
Не нужно начинать деловое общение с фразы: “Можно ли вас побеспокоить?” или “Можно ли задать вам вопрос?”. Вы уже побеспокоили, но вместо общения по существу лишь тратите время вашего собеседника.
2. Пишите коротко и по сути
Излагайте суть своего обращения одним сообщением – кратко, ясно и по делу. Общая суть должна быть понятна из первых двух-трех предложений или первого абзаца, как максимум. Помните, что тот, кто разбирает почту большой организации (или популярный пользователь соцсетей), обычно получает десятки, а то и сотни сообщений в день. Вчитываться в каждое из них нет никакой физической возможности, поэтому решение об ответе на ваше письмо будет принято на основе первых предложений.
3. Заголовок очень важен
Если вы пишете электронное письмо, укажите основное в заголовке. Нет, заголовок “Сотрудничество” не подходит. Потому что он практически ни о чем не говорит и является первым кандидатом на игнорирование. Если вы не считаете должным тратить время на составление содержательного заголовка, почему другим людям стоит тратить время на содержательный ответ? Потратьте время на короткий и информативный заголовок письма: “Предложение сотрудничества по созданию онлайн-курса по [название предмета] от [название организации]”. Это привлекает внимание намного лучше.
4. Уважайте время вашего собеседника
Не нужно начинать общение с незнакомыми людьми с предложения “встретиться и все обсудить”. Изложите главную мысль письменно, и если она будет интересна, то последует встреча. Большинство вопросов можно и нужно решать в письменном виде, и только если это совсем не получается, переходите к телефонному разговору или офлайн-встрече.
5. Не бойтесь попросить
Сразу же напишите чего конкретно хотите и что предлагаете взамен. Если вы ничего не предлагаете взамен, то не нужно стесняться честно оформить ваше сообщение как просьбу – это позитивно воспринимается большинством людей. А вот пытаться на ровном месте подать ситуацию так, будто, помогая вам, собеседник еще и должен останется, не стоит. Поверьте, большинство людей не идиоты и понимают, что пиар-эффект от присутствия на вашей афише, мягко говоря, не равноценен публикации в популярном СМИ.
6. Пишите правду
Не обманывайте и не утаивайте важную информацию, ведь обмана не любит никто. Большие организации и опытные люди, как правило, хорошо умеют чувствовать неправду. Утаивание важной информации ничем не лучше: когда со временем станут известны важные детали, то грянет скандал. Если вы приглашаете человека выступить спикером на конференции, участие в которой стоит как средняя зарплата в стране, об этом, как минимум, стоит упомянуть.
Напомним, мы также публиковали 20 правил бизнес-этикета, которые должен знать каждый профессионал.