Украина стала последней страной в Европе, которая получила 3G. Абоненты в ожидании быстрого мобильного интернета следили за новостями, делились впечатлениями от его работы за рубежом, гадали о ценах. Когда власти наконец провели конкурс, раздали частоты и операторы запустили первые 3G-станции, в Твиттере было не продохнуть от скриншотов Speedtest. Но есть еще одна категория пользователей, которых старт 3G воодушевил: владельцы технологических стартапов. Те, кто работал над глобальным продуктом, смогли полноценно протестировать работу приложения в Украине. Есть и проекты, которые родились только благодаря тому, что у украинцев (хотя бы в части страны) уже есть быстрый мобильный интернет. Редакция AIN.UA спросила у стартаперов и инвесторов, как полноценный 3G сказался на их работе и идеях.
«Миша Нестор тестировал свой LifeTracker.io, как раз, когда появился 3G, помню, он очень радовался этому», – вспоминает Виталий Кедык из Wishrounds. LifeTracker.io — это сервис компании PDNA, команда работает над абмициозной целью — симбиотическим искусственным интеллектом. Их приложение изучает поведение пользователя и помогает ему управлять делами, встречами, в зависимости от его потребностей и расписания. Оно предсказывает офлайн-поведение владельца смартфона.
Эта идея так впечатлила Алексея Витченко из Digital Future, что решение вложить в сервис деньги он принял за 30 минут. И хотя LifeTracker разрабатывается для западных рынков, появление 3G помогло в разработке и тестах. У приложения — около 800 бета-тестеров (часть из Украины), которые вскоре получат доступ к первой закрытой версии приложения. Без 3G давать доступ украинским пользователям просто не имело бы смысла.
Украина была одной из двух стран без 3G, и это не позволяло тестировать продукты на реальных потребителях в условиях реальной жизни. “Нам это помогло весной ускорить разработку MVP, проверить гипотезы и начать разработку серверной части. В итоге мы сейчас заканчиваем первый полноценный релиз, и, возможно, своевременный 3G в Украине сыграл в этом свою роль», – рассказывает CEO компании Михаил Нестор.
Есть и проекты, чья работа полностью завязана на наличие в стране скоростного мобильного интернета. Finova Conneсt – это сервис, который превращает обычное авто в «умное». Подключив к авто небольшой девайс и установив приложение, водитель может контролировать неисправности и поломки в авто, быстро связываться с сервисным центром, следить за историей поездок и временем за рулем, анализировать свой стиль вождения.
Этот продукт изначально создавался для работы в сетях 3G и выше, рассказывает Евгений Деев, CEO и основатель Finova. Передача нужного объема данных с трудом будет работать, к примеру, на EDGE, поэтому команда ждала появления 3G для полноценного старта технологии. «Рывок произойдет, когда большая территория Украины, а не только крупные города, будет покрыта 3G-сетью. Для нас очень важно наличие быстрого интернета на трассах и сложных участках дорог, где происходит большое количество аварий», – говорит он. Сейчас приложение тестируют, планируют запустить в марте, возможно, к этому времени покрытие 3G сильно расширится.
Данил Тонкопий, основатель Delfast — курьерской доставки на электробайках — рассказывает, что у всех курьеров есть устройства на Android, чтобы принимать заказы и сверяться с картами. «Конечно, нельзя сказать, что мы создали проект благодаря 3G, но с ним удобнее и быстрее работать», – говорит он. Сейчас услугами DelFast пользуются ПриватБанк, «Новая почта», MOYO, Fotos и другие.
Хотя есть и мнение, что влияние 3G на украинские стартапы — небольшое. «Во-первых, 3G повышает эффективность ведения бизнеса в целом, всех секторов, и IT-сектора в частности. Во-вторых, стартапы для украинского рынка возможны только в крупнейших вертикалях, таких как e-commerce. А для последнего благодаря 3G ускорился переток на мобильный трафик. Но влияние 3G на украинские стартапы в целом — минимально. Это более важно для офлайн-компаний, менеджеров среднего и высшего звена — возможность работать вне офиса», – говорит управляющий партнер Aventures Capital Евгений Сысоев.
Так что, если просуммировать, украинские стартапы делают сервисы для местного рынка, заточенные под 3G, тестируют с помощью 3G сервисы, нацеленные на зарубежный рынок. Но если говорить не о настоящем, а о будущем, можно ли верить, что запуск быстрого интернета напрямую приведет ко взрыву революционных IT-проектов в Украине? Петр Бондаревский из Coppertino считает, что нет. «Это как хорошие дороги – представим что все трассы в Украине стали класса А, без единой ямки, ровные, огражденные, как в Германии. Что теперь можно сделать гениального с такими трассами? Построить суперкары? Да нет – просто в целом всем станет ездить быстрее и удобнее. Вот это, наверное, самая большая выгода», – говорит он.
Но 3G явно повлияет на рынок сервисов, связанных со стримингом, проектов по типу Divan.TV, OLL.TV, MEGOGO. Стартапы смогут тестировать и запускать видео- и аудиоприложения, мессенджеры, звонки через интернет. «Любые приложения, которые часто используют вне стационарного интернета, пойдут в рост: чаще сессии с приложением, дольше продолжительность сессий», – говорит Петр.
Запуск 3G может повлиять не только на рынок мобильных приложений, но и на рынок украинских хардверных устройств. И это совпадает с общемировой тенденцией развития «интернета вещей». Ведь теперь использование IoT-систем в Украине не ограничивается пространствами, где есть хороший кабельный интернет или Wi-Fi. В любой момент проверить стрим с камеры безопасности, удаленно подрегулировать термостат или систему отопления, заглянуть в домашний холодильник, прежде чем выйти из супермаркета, следить за пробками на видео из любого уголка города – фантазии создателей подобных сервисов для украинских потребителей если чем и ограничатся, так точно не медленным интернетом.
Hardware-стартапы уже оценили, как мобильный интернет можно использовать в работе на местном рынке. Проекты вроде Ajax Systems (в прошлом году получили $1 млн инвестиций) делают системы датчиков для «умного дома» – беспроводных сенсоров открытия окон и дверей, движения и т.д. Команда поставила себе цель сделать «умный дом» таким же доступным для всех, «как микроволновка или электрочайник», говорит CEO стартапа Александр Конотопский.
Датчики Ajax можно мониторить, используя мобильный доступ, то есть, пользователь всегда может проверять состояние дома, даже если, к примеру, в дом вломились грабители и отключили обычный интернет.
Хотя пока что массовое появление hardware-решений для украинских пользователей – это скорее будущие перспективы, у нас нет рынка, готового покупать hardware-решения. «Я не знаю ни одного нашего хардверного стартапа, заточенного под украинский рынок, это нонсенс. Основная специфика – у людей должны быть деньги, чтобы его покупать. А у нас рынка толком нет. Наши проекты готовятся под западные рынки, где есть 4G, LTE и прочее», – говорит Алекс Нестеренко, основатель конструкторского бюро АРТКБ, которое помогало с продуктами Petcube, iBlazr, LaMetric и многим другим.