Cluise — умный стилист, организатор гардероба и персональный шопинг-ассистент. Он умеет комбинировать для вас наряды и рекоммендовать, чего не хватает вашему гардеробу. Основатель стартапа — 26-летняя украинка Людмила Небожак. Cluise уже больше года, но фаза активного роста началась с публикации обзора в Washington Post. Причем редактор культового издания сам вышел на украинку.

Cluise-1
Фото: Washington Post

Людмила закончила издательско-полиграфический факультет КПИ по специальности редактор, журналист и имеет приличный опыт работы в журналистике и маркетинге.

Идею создания Cluise она вынашивала довольно долго, однако воплощать ее в жизнь начала, лишь когда появились единомышленники: сформировался костяк команды и нашелся ангел, который помог трансформировать изначальную идею “умного стилиста” в бизнес-формулу с “шопинг-ассистентом”. Инвестором проекта стал Дмитрий Сергеев, основатель и CEO Depositphotos, на которого Людмила вышла через общих знакомых. Он поверил в проект и вложил в Cluise $300 000. С ангелом на борту небольшая команда принялась за разработку проекта.

Идея и аналоги Cluise

На рынке давно существуют приложения, которые помогают организовать гардероб. Например Stylebook — оно стоит $4, у него достаточно большая аудитория. «Но когда я пробовала им пользоваться, добавление одной вещи в него занимало у меня около 5 минут. Я не модница, сейчас в Cluise у меня 144 вещи, но я внимательна к тому, как я выгляжу», — рассказала Людмила.

Cluise-2

При этом она обнаружила, что не всегда точно знает, что есть у нее в шкафу. Женщины склонны к спонтанным покупкам одежды, которую потом не носят. Например, в Британии у среднестатистической женщины в гардеробе одежды, которую она ни разу не надела после покупки, наберется на сумму $550. Cluise помогает продать такие вещи тому, кому они действительно нужны.

«Есть приложения-органайзеры, но в них тяжело добавлять вещи. Есть приложения-лукбуки, но в них ты сам на неделю вперед планируешь, как сочетать вещи. Но не существует продуктов, которые самостоятельно собирают для тебя комбинации с учетом того, что есть у тебя в шкафу, погоды, твоего стиля и других параметров», — пояснила Людмила. Так и появился Cluise.

Что умеет Cluise

Первую версию приложения для iOS запустили в 2014 году, а для Android — в начале 2015. Сейчас команда постоянно совершенствует свой продукт.

Cluise-3

Функции, доступные сегодня, уже позволяют «модному ассистенту» одеть вас стильно и по погоде.

  • Органайзер для гардероба. Система распознавания одежды позволяет оцифровать ваш гардероб, добавив каждый предмет одежды в три шага и автоматически отсортировать одежду по типу — пользователю не нужно все прописывать самому, достаточно лишь сфотографировать предмет. Также Cluise поможет определить одежду, которую вы не носите, и успешно продать ее – функция появится в ближайшем обновлении.
  • Персональный стилист. Приложение анализирует ваш стиль и создает вам ежедневные образы на основе ваших предпочтений и с учетом реальной погоды за окном (для этого приложение запрашивает доступ к геоданным и анализирует погоду в регионе).
  • Умный шопинг-ассистент. Приложение знает, чего не хватает в вашем гардеробе и что подходит вам по стилю. Cluise предложит купить только те вещи, которые вам действительно нужны (функция будет реализована в ближайшем обновлении).

А еще Cluise — это социальная сеть для модников. Свои образы можно публиковать в общую ленту, лайкать и комментировать образы других пользователей со всего мира. Одним словом, рай для хипстеров.

Модный искусственный интеллект

Cluise находит индивидуальный подход к каждому пользователю, постепенно обучаясь за счет собираемых «больших данных». Когда человек только начинает пользоваться приложением и нажимает на кнопку «Одень меня», Cluise подбирает ему базовые образы. Но когда он начинает добавлять свои вещи и луки, приложение учится подбирать новые комбинации под его стиль и вкус.

Cluise-4

«Мы используем математическую статистику, теорию вероятности, численные методы оптимизации, дискретный анализ. Каждый созданный образ, каждая добавленная вещь, лайки или дислайки в ленте помогают создать уникальную формулу пользовательского вкуса. Что он сам носит, какие образы других пользователей ему нравятся. Так мы создаем единую картину и понимаем, что этому человеку предлагать», — пояснила Людмила.

Бизнес-модель

На сегодняшний день пользователи Cluise добавили 1.81 млн вещей в свои гардеробы. «Раз мы так детально знаем о том, что в шкафу у наших пользователей, мы можем делать им предложения по покупкам. Советовать только то, что им нужно. Это первый вариант монетизации — зарабатывать планируем с процента со сделки, который взимается с продавца одежды, которую мы рекомендуем», — пояснила Небожак.

Вторая модель монетизации — договоренность с производителями о скидке от оптовой цены: «Они уже сейчас на нас позитивно реагируют. Посмотрим, что мы можем им предложить в плане объемов продаж». У Cluise, по словам СЕО, уже есть договоренность с украинскими производителями, которые будут продавать свои товары в новой версии приложения, в которой появится магазин.

«Мы заметили, что украинские бренды стали делать действительно качественный товар, при этом им очень сложно продвигаться на европейский рынок, находить там покупателей. И мы хотим попробовать предложить украинские товары нашим американским и европейским пользователям. В Украине мы сейчас будем привлекать не столько пользователей, сколько производителей, которым хотим помочь развиваться на Западе», — рассказала Людмила. Впрочем, больше всего договоренностей у Cluise с итальянскими и американскими производителями.

Само приложение бесплатное и будет таковым оставаться, обещают в компании.

Пользователи Cluise

Сегодня Cluise переведен на шесть языков: украинский, русский, английский, испанский, итальянский, голландский. Примечательно, что именно пользователи из Нидерландов и Италии — самые активные. В последнее время растет количество пользователей из Франции, поэтому команда готовит локализацию на французский язык.

База насчитывает 250 000 активных пользователей, 66% из Европы и 19% — США. Аудитория растет органично, в основном за счет публикаций в СМИ, блогах, социальных пабликах. Когда приложение выходит в топы категорий App Store или Google Play в каких-то странах, команда наблюдает рост трафика в течение нескольких дней, а затем постепенный спад.

Стартап ни копейки не потратил на продвижение, утверждает Людмила. «Если бы мы поддерживали рост аудитории рекламой, мы могли бы отслеживать тенденции роста нашей аудитории. А пока динамика зависит от того, как часто о нас пишут», — пояснила Людмила.

Внимание СМИ к Cluise

Недавно об украинском приложении писали Washington Post, Stylist.co.uk, TheStar. «Статья на Washington Post не сразу дала нам прирост посещаемости, поскольку в ней не было прямой ссылки на продукт. Но благодаря ей нас заметили другие западные издания и начали активно размещать публикации о Cluise. В результате всех публикаций, последовавших за Washington Post, мы получили порядка 10 000 новых пользователей за 3.5 дня», — рассказала Небожак. Наплыв новых пользователей привел к техническим трудностям — серверная часть не выдержала нагрузки. Сейчас стартаперы заняты развертыванием новых мощностей.

По словам Людмилы, добиться внимания со стороны СМИ удалось двумя способами: постоянным расширением базы контактов и регулярным питчингом. «Мы постоянно отправляли пресс-релизы и новости в самые разные издания. В основном получали молчание в ответ. К журналистам очень сложно пробиться, особенно когда твой продукт не похож на другие.

Если ты пишешь в теме письма про «Украинский Uber», журналист сразу понимает, что примерно это за проект. А идею уникального продукта донести очень тяжело».

Журналистка Washington Post сама вышла на Людмилу после того, как ее редактор откуда-то узнал о проекте и задал ей написать о нем статью. Как раз в этот период Cluise делал предновогоднюю рассылку пресс-релиза по американским СМИ. В нем была статистика Fashion-рынка с результатами исследований о потребительских привычках европейцев и американцев с интересными цифрами и наблюдениями. Например, сколько денег на гардероб тратит средняя семья и сколько одежды выбрасывает. К этой информации стартаперы из Украины добавили немного о том, чем их продут можем быть полезен людям в контексте вышесказанного.

Планы

На сегодня в команде стартапа 12 человек: два бэкенд-разработчика, два фронтенд-разработчика, два дизайнера, один сейлз-менеджер, остальные — iOS- и Android-разработчики. Компания зарегистрирована в США, но офис и команда находятся в Киеве.

Пока стартап существует на привлеченные у Сергеева деньги. Эти средства тратят на поддержание серверной части, оплату внешних сервисов и команду. Тем временем Cluise готовится поднимать новый раунд инвестиций. Пока Людмила не говорит, сколько денег потребуется. «Мы обсуждаем это с Димой и формулируем условия», — пояснила она.

В первую очередь средства нужны на расширение команды — маркетологов, сейлз- и бренд-менеджеров, поскольку компания начала работать с производителями и брендами одежды. Также нужно усилить серверную часть для масштабирования сервиса, выдерживать нагрузки на внешние сервисы, которые использует Cluise (например, проведение безопасных платежей или отслеживание посылок — это будет реализовано вместе с магазином). А еще с новым раундом стартап запустит PR: публикации обзоров, привлечение fashion-блогеров и журналистов и т.д.

UPD: в 2017 году проект закрылся. По данным ресурса Innovationhouse, который ссылается на собственные источники, основной причиной закрытия стало то, что проект требовал значительных инвестиций при непонятной модели развития. В Depositphotos подтвердили закрытие Cluise.