Краудфандинг, или народное финансирование, — это привлечение коллективных инвестиций под конкретный проект при помощи онлайн-платформ. В этой колонке специалисты налогово-юридического департамента компании Deloitte расскажут об особенностях налогообложения при запуске краудсорсинговых кампаний в странах ЕС.
В начале 2000-х годов сбор средств путем народного финансирования использовался в основном в музыкальной и киноиндустрии. Тогда же начали появляться и первые краудфандинговые платформы современного типа, которые стали посредниками в сборе средств в различных отраслях экономики. На сегодняшний день таких платформ существует уже несколько сотен, включая широко известные Indiegogo и Kickstarter, которые были основаны в 2008-2009 годах.
Все большее количество компаний рассматривают краудфандинг в качестве источника финансирования, однако, прежде чем разместить проект на соответствующей площадке, необходимо продумать возможные последствия. Строгий валютный контроль и отсутствие понимания концепции краудфандинга со стороны украинских налоговых органов фактически перекрывают украинским компаниям доступ к такому финансированию на известных мировых платформах. Поэтому многие стартапы запускают свои кампании по сбору средств через нерезидентные структуры, чаще всего через компании в США или в странах Евросоюза (ЕС). В данной статье мы рассмотрим налогообложение краудфандинга в ЕС.
Одним из «подводных камней» краудфандинга является налогообложение ресурсов, полученных посредством такой формы инвестирования. Для компании, привлекающей финансирование, неожиданным «сюрпризом» может стать НДС, так как, по сути, налог придется платить с привлеченных средств, а это в среднем 17%-27%. В результате у компании могут возникнуть проблемы с выполнением своих обязательств перед инвесторами, поскольку далеко не всегда имеются дополнительные собственные средства для покрытия таких расходов.
Вопрос до конца не урегулирован во многих странах, однако, к примеру, в странах ЕС уже сделаны первые шаги в этом направлении. В связи с растущей популярностью народного финансирования, Комитет Еврокомиссии по вопросам налога на добавленную стоимость (НДС) выпустил рекомендации по взиманию НДС с «краудфандинговых» средств.
Хотя данный документ не имеет законодательной силы, однако он дает основное понимание сути вопроса и используется компаниями и государственными органами в странах ЕС в качестве основного руководства в этой области.
С чего же начать компании, которая собирается привлечь средства таким образом? Первым делом следует выяснить, не является ли компания уже плательщиком НДС, после чего определить, не станет ли она плательщиком НДС после окончания краудфандинговой кампании.
Важным моментом является то, что обязательства по НДС возникают только у плательщиков НДС. Как правило, компания должна зарегистрироваться плательщиком НДС, если объем ее налогооблагаемых операций за год превышает определенный лимит (разный для каждой страны ЕС). Поэтому для начала необходимо проанализировать деятельность компании за последний год и понять, должна ли компания регистрироваться плательщиком НДС.
Если компания, по сути, только начнет функционировать после получения средств в результате проведенной краудфандинговой кампании, то можно сразу переходить к следующему этапу: определению типа краудфандинга. На этом этапе можно определить, будет ли получение средств от финансирования считаться налогооблагаемой операцией, и в каких объемах. Привлечение народных средств может осуществляться на совершенно разных условиях, следовательно, налоговые последствия тоже будут разные.
В разъяснении Еврокомиссии приводится классификация краудфандинга в зависимости от характера вознаграждения (либо его отсутствия), которое получает инвестор. Выделено четыре основных вида краудфандинга:
1. Безвозмездные взносы (donation-based crowdfunding) – данный тип финансирования носит характер благотворительности. Вкладчики направляют свои пожертвования на осуществление идеи, ничего не получая взамен. В этом случае все просто: нет вознаграждения – нет последствий по НДС.
Товары и услуги в качестве вознаграждения (reward-based crowdfunding) – подход, который широко используется для поощрения вкладчиков и стимулирования инвестиций. Существует множество вариантов таких вознаграждений: от магнитов на холодильник и прочих сувениров до продукции компании, причем рыночная стоимость такой продукции, как правило, соответствует сумме вклада. Более того, далеко не во всех случаях, товар или услуга четко определены в момент осуществления финансирования. Подобное многообразие приводит к различным трактовкам таких поставок для целей НДС в ЕС. Ниже мы более детально рассмотрим данный тип краудфандинга и связанные с ним последствия по НДС.
2. Вознаграждение за счет будущей прибыли (crowd-investing) – для такого типа финансирования характерно денежное вознаграждение после реализации проекта, как правило, за счет доли в будущем проекте. Часто такой краудфандинг приравнивается к участию в капитале компании либо к получению ценных бумаг, например, акций или облигаций.
3. Привлечение средств на возвратной основе (crowd-lending) – эта модель представляет собой уже не инвестирование, а, скорее, разновидность кредитования. Вкладчик, по сути, предоставляет компании процентный или беспроцентный заем на реализацию проекта. Такие операции также не повлекут последствий по НДС.
Только в некоторых из вышеуказанных случаев могут возникнуть обязательства по НДС. Рассмотрим эти случаи более подробно.
Товары и услуги в качестве вознаграждения (reward – based crowdfunding)
В этой ситуации высока вероятность возникновения обязательств по НДС. Как уже упоминалось, вознаграждение может иметь разные формы: от нематериального поощрительного подарка до будущей продукции компании. В последнем случае взнос инвестора, скорее всего, будет считаться предоплатой за товар или услугу. Тогда у компании возникнут обязательства по НДС по первому событию, т.е. в момент получения средств от краудфандинговой платформы.
Для оценки возможных налоговых последствий необходимо определить, во-первых, насколько соизмерима рыночная стоимость вознаграждения с сумой инвестиции, во-вторых, куда поставляются товары или услуги.
Как правило, нематериальные подарки, которые получают вкладчики, не являются объектом для обложения НДС, а такие инвестиции приравниваются к безвозмездным. «Нематериальность» подарков определяется каждой из стран ЕС на свое усмотрение.
Место поставки также играет немаловажную роль. К примеру, если компания-резидент ЕС поставляет товар на экспорт за пределы ЕС, то ставка НДС составит 0%. При этом нужно доказать, что товар действительно покинул территорию ЕС. Поэтому этот вопрос следует отдельно обсудить с логистической компанией, которая будет заниматься доставкой продукции.
Для цифровых услуг (например, скачивание электронной книги или приложения) в странах ЕС существует отдельный механизм обложения НДС. Ставка НДС будет зависеть от того, осуществляет ли компания поставки услуг в пределах одной страны, в другие страны ЕС или за его пределы, а также, в каких объемах. Напомним, что с 2015 года НДС по цифровым услугам в ЕС выплачивается по месту нахождения пользователя. Подобное правило уже приняли или собираются принять в ряде стран, включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и Россию.
Вознаграждение за счет будущей прибыли (crowd-investing)
В большинстве случаев, если вознаграждением за пожертвование является участие в прибыли компании, такие выплаты приравниваются к дивидендам и под НДС не подпадают. Аналогично обстоят дела с гарантированными инвестициями в виде облигаций.
Совсем другая ситуация возникает, если вкладчик получает право владения некой интеллектуальной собственностью, за использование которой компания выплачивает инвестору роялти. В ЕС выплата роялти приравнивается к услугам и является объектом обложения НДС.
Исходя из вышесказанного, возможные налоговые последствия финансирования целесообразно предусмотреть уже на этапе формирования финансовой цели проекта и при необходимости заложить в расчёт сумму будущего НДС.
Рекомендации Комитета Еврокомиссии по вопросам НДС не вносят никаких кардинальных изменений, а лишь объясняют подход к применению европейского законодательства по НДС к популярной модели финансирования. Хотя ряд вопросов, касающихся НДС при краудфандинге, еще остаются открытыми, в отношении большинства стандартных случаев теперь можно сделать четкий вывод о возможных налоговых последствиях.
Авторы: Алина Гусейнова и Вера Зинкевич, сотрудники налогово-юридического департамента «Делойт»