В начале декабря появилась новость о том, что сервис для вызова такси Uber запустится в Украине. Внештатный автор AIN.UA сравнивает украинские службы такси с Uber, которым он уже несколько недель пользуется в Минске.
За несколько дней до моего переезда в Минск, друг прислал новость о том, что Uber запустится в белорусской столице ровно к моему прибытию — в начале ноября. Мне, как и любому человеку, который крутится в IT-тусовке, не терпелось попробовать сервис, о миллиардных инвестициях в который пишут, кажется, все. Uber называют «одной из самых полезных вещей, которую когда-либо изобрели», компания оценивается в $56 млрд, а многие миллионеры отказываются от своих автомобилей в пользу личного водителя на хорошей машине, услуги которого стоят лишь чуть дороже обычного такси.
Моим мечтам о ежедневных поездках на Uber не суждено было сбыться — я жил за чертой города и туда не хотел ехать ни один, даже самый отчаявшийся водитель. Несколько дней я все еще заходил в приложение, но лишь для того, чтобы увидеть неизменную надпись «Машин поблизости нет». Об Uber я забыл на месяц — до момента поездки в Киев за визой.
До переезда в Минск я жил в Харькове, поэтому не был знаком с киевскими службами такси. В Харькове такси вызывают привычным способом — звонят, ждут обратного звонка диспетчера и говорят адрес. В Киеве же мне все как один советовали приложение для заказа такси. Предвкушая что-то похожее на Uber, которым я так еще и не воспользовался, я скачал iOS-версию приложения. И сразу же понял, что вызывать такси по телефону гораздо удобнее.
Большинство людей, кроме, пожалуй, Стивена Хокинга, говорят в разы быстрее, чем печатают. Поэтому вводить два адреса, вместо того, чтобы за несколько секунд произнести их оператору усложняет, а не упрощает процесс заказа. На рынке есть такой игрок как Uber, у которого можно красть идеи десятками, но складывается ощущение, что аналогичные приложения остались в начале 2000-х. Автоматическое заполнение адреса по геолокации, отслеживание водителя на карте, электронная оплата — эти функции есть в Uber, что мешает реализовать их в других приложениях?
Аукционная система вызова такси стала еще одной неожиданностью. Из-за нее процесс вызова машины затягивался до семи-десяти минут, в течение которых приходится несколько раз повышать цену. Клиент хочет заказать машину, а его заставляют участвовать в пародии на Sotheby’s.
В приложении большая база водителей, но в качестве эксперимента мы заказывали несколько служб одновременно — через приложение и по телефону. Последние часто приезжали быстрее и не просили повышать ставку.
Вернувшись в Минск, я предпринял еще одну попытку испытать Uber. За два месяца работы сервиса машин стало больше — в центр города машина приезжает за 3-4 минуты. Процесс заказа сводится к двум кликам. Первым вы открываете приложение, вторым подтверждаете свое местоположение — маркер автоматически показывает на карте, где вы находитесь.
Первую поездку Uber дарит бесплатно — в течение нескольких дней после регистрации на почту приходит письмо с промокодом. Бесплатные поездки можно получать и другим путем — если по личному промокоду зарегистрируется новый пользователь, то вы оба получите бесплатную поездку.
В Минске работает только uberBlack, который предлагает черные автомобили бизнес-класса. В теории он стоит дороже, на практике — в чертах города цены на Uber и обычную службу такси отличаются, но часто незначительно. Хочется верить, что в Украине тенденция сохранится. Если у вас есть Spotify, то вместо шансона водитель может включить ваш плейлист. Для этого нужно зайти в Spotify через настройки Uber.
Впечатляет и то, что процесса оплаты «не существует» — когда вы приезжаете в нужное место, прощайтесь с водителем и смело выходите из машины — сумма автоматически снимается с привязанной к аккаунту карты.
Uber меняет индустрию такси и вместе с ней — жизнь таксистов старой закалки, которым придется привыкнуть к изменениям. И почему-то их не жалко. Ведь, в первую очередь, мы заботимся о том, чтобы нам было удобно. А Uber — это чертовски удобно.