Многие отрасли, которые долгое время находились в тени и оставались в полулегальном статусе, все активнее выходят в свет. Дейтинговые приложения, например Tinder, выходят на IPO, индустрия онлайн-порно оценивается в десятки миллиардов долларов, а стартапы, построенные вокруг легализации марихуаны, приближаются к статусу «единорогов». Инвестор и партнер 500 Startups Тристан Поллок написал довольно ошеломляющую колонку для TechCrunch, в которой не только определил “индустрию порока” как будущее технологической сферы, но и собрал убедительную статистику. Приводим полный перевод его заметки.
Пятьдесят лет назад при слове «vice» (англ. – «порок») люди подумали бы о семи смертных грехах: зависти, гневе, похоти, гордости, лености, гордости и обжорстве.
Двадцать лет назад — подумали бы о телепередаче Miami Vice, которая своим существованием определила жанр. Сегодня они подумают о $4-миллиардном медиахолдинге Vice Media.
Но вот о чем стоит задуматься: как быстро компании, связанные с пороками, становятся следующими «единорогами», следующими Airbnb или Snapchat (совместная оценка: $41,5 млрд).
Технологии греха, назовем их «индустрией порока», превращают секс, наркотики и рок-н-ролл в жизнеспособные и надежные компании, которые развивают наши самые любимые продукты и способы времяпрепровождения. Это открытие уничтожает старые табу и позволяет людям развлекаться еще лучше, что приводит к запуску и развитию новых компаний в этой сфере, на что обращают внимание в сообществе инвесторов.
Давайте посчитаем: дейтинговый сайт PlentyofFish был продан компании Match за $575 млн. WeedMaps, карта магазинов с марихуаной, оценен в $300 млн. И Ticketfly, сервис продажи билетов на концерты, недавно был продан за $450 компании Pandora. Это только пару имен.
Рыночные возможности «индустрии порока» оцениваются в более $341,8 млрд в США, если мы смотрим только на сферы секса (дейтинг, порно), наркотиков (алкоголь, марихуана, табак) и рок-н-ролла (музыка). Сферы гемблинга и лотерей могут добавить еще $110 млрд к рынку, за счет единорогов вроде DraftKings и FanDuel, оба из которых достигли оценки более чем в $1 млрд менее чем за 6 лет, а Amaya Gaming, которая купила PokerStarts и Full Tilt Poker – в $4,8 млрд.
Что еще более важно, компании «индустрии порока» собирают данные по использованию своих приложений в режиме реального времени, которые могут быть использованы, чтобы помочь пользователям мониторить и управлять своими активностями в будущем. Индустрия избавления от зависимостей оценивается в $35 млрд, так что есть большой стимул развивать технологии, которые поддержат наиболее уязвимых пользователей.
Это увеличивает размер индустрии до $456,8 млрд (по минимуму, а она растет). “Индустрия порока” напрямую связана с четырьмя глобальными сдвигами, которые определят не только будущее технологий, но и современного общества.
Сдвиг 1: Общество выходит за рамки
Исторически и неминуемо все движется в сторону либерализации. Это означает, что люди со временем начинают шире смотреть на вещи, жить сегодняшним днем и выше ценить значение каждого момента.
Алкоголь прорвался сквозь запреты в 1933 году, и «сухие воскресенья» быстро исчезают из жизни. Война с наркотиками с треском проиграна: страны вроде Португалии, которые полностью декриминализировали все наркотики около десятилетия тому, стали здоровее и счастливее.
Теперь индустрия марихуаны (объема в 2015 году — $5,4 млрд) может вырасти до $40 млрд в ближайшие 5 лет. И это необходимость, поскольку на данный момент в США более 1,13 млн пациентов, нуждающихся в медицинской марихуане. И это не наркоманы – это люди с раком, рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, хроническими болями, тошнотой и высоким уровнем стресса.
Растущая поддержка общественностью марихуаны как лечебного средства проторило путь технологическим компаниям в растущую индустрию конопли – от фермы до стола, от «железа» до софта, от отдыха до медицины.
Объединенный интернетом мир выступает катализатором, а общество открывается больше чем когда-либо, желая видеть и делать все больше ранее недозволенного. Это особенно хорошо прослеживается в том, что касается онлайн-дейтинга, а в последнее время еще и дейтинговых приложений, включая Tinder, Bumble, The League, Coffee Meets Bagel, Hige, Happn и Raya. То, что раньше считалось асоциальным и диким, сейчас – нормальный способ найти себе пару или познакомиться с новыми людьми.
Сдвиг 2: Миллениалам впечатления нужнее, чем продукт
Поколение «беби-бумеров» многим владело. Поколение миллениалов хочет многое увидеть. Никогда ранее не было так просто (или дешево) путешествовать по миру, получить доступ к любопытным вещам и делать все то, что тебе вздумается.
И эта перемена в возможности получать новый опыт привела к глобальному кувырку в отношении к вещам. Большая часть населения больше не хочет копить вещи. Она хочет хороший сервис. Она хочет больше впечатлений. И на это тратятся деньги.
Более 3 из 4 миллениалов (78%) потратят деньги скорее на желаемые впечатления, нежели на желаемую вещь, и 55% миллениалов утверждают, что они тратя больше денег на мероприятия и получение нового опыта, чем когда-либо ранее.
Особенно хорошо это прослеживается в музыкальной индустрии. В то время как все формы «владения» музыкой (так называемая записанная музыка) идут на спад по прибылям, живая музыка процветает.
Значительная часть роста живой музыки обеспечивается фестивалями, в первую очередь, и самой музыкой на этих фестивалях, особенно электронной и EDM, во вторую очередь. Фестивали позволяют моментально масштабировать успех самых крупных музыкальных брендов. То, что началось на Woodstock превратилось в фестивали вроде Coachella и Bonnaroo. Lollapalooza, музыкальный фестиваль, который запустился когда-то в Чикаго, сейчас проводится в шести странах. Tommorowlad, Цирк дю Солей в мире фестивалей, запустился в Бельгии, а сейчас присутствует в США и Бразилии.
Согласно Nielsen Music, в 2014 году 32 миллиона человек ходили по крайней мере на один музыкальный фестиваль за год. А это как минимум $6,62 потраченных миллиарда, со средней стоимость в $207 на одного посетителя фестиваля. Поскольку эти мероприятия растут, у них появляется потребность в планировании, организации и контроле опыта прослушивания живой музыки. Технологии предоставляют компании вроде Ticketfly, EventBrite, Songkick, GigSalad, BeatSwitch, Marcato и Splash.
Сдвиг 3: Софт пожирает мир
Музыка заставляет людей путешествовать. Самопровозглашенный крупнейший в мире музыкальный фестиваль Summerfest проходит в Миллуоки, длится 11 дней и принимает около 1 млн человек ежегодно. Это означает, что в этой сфере огромное пространства для экспериментов, а музыкальный туризм достиг своего максимума благодаря простоте в поиске и покупке билетов. Вы можете отслеживать и покупать билеты через платформы вроде Songkick, Concertwith.me, Rukkus, BandisinTown, Jukely или Ticktate.
Но в таком диком темпе не только развивается живая музыка, но и происходят культурные сдвиги. Это происходит благодаря тому, что стало чрезвычайно просто запрыгнуть на ближайший рейс на любое мероприятие в мире.Так же просто стало отслеживать и изучать эти мероприятия онлайн. Один из сдвигов, которому способствуют фестивали и взаимосвязанность сфер – это принятие личного выбора каждого и конопля.
Осознав неминуемость либерализации, более чем в половине Штатов марихуана легальна или легальна по медицинскому рецепту, и такая перемена произошла менее чем за десятилетие. Канада раздумывает над легализацией на федеральном уровне к 2016 году, а Мексика – которая тоже присматривается – помогла запустить тренда в 2009 декриминализировав индивидуальное употребление марихуаны.
Еще от пяти до восьми Штатов собираются провести голосование по легализации в 2016 году.
Стремительные перемены в юридической среде требуют быстрых инноваций. Таким образом «конопляные» стартапы, включая Eaze, Privateer, WeedMaps, MassRoots, Billowby и Baker подняли сотни миллионов венчурных долларов за последние пять лет, включая средства сооснователя PayPal Питера Тиля, Снуп Догга, Casa Verde Capital, DCM Ventures, 500 Startups, Poseidon Asset Management, The ArcView, Fresh VC и многих других инвесторов, которые ежедневно заходят на этот рынок.
Легализация конопли также попала в мейнстрим, учитывая, что большинство американцев сейчас ее поддерживают. Основатель Napster Шон Паркер поддерживает легализацию, Снуп Догг запустил собственный стартап на эту тему («конопляная» медиа-сеть Merry Jane) а рэпер Лил Дики сделал продакт плейсмент Weed Maps в своем клипе «$ave Dat Money», который собрал более 32 млн просмотров.
Учитывая то, что технологии позволяют объединять мир и люди все активнее узнают о проигранной войне против наркотиков, мы будем наблюдать маятниковый сдвиг в сторону невероятно быстрой легализации по всему миру.
Сдвиг 4: Вечно стабильная Индустрия порока
Экономика порока никогда не впадает в рецессию. Люди всегда будут выпивать с друзьями, веселиться на выходных, активно работать и отдыхать еще активнее. Канада поняла это одной из первых и представила отличное правительственное решение, сместив большую часть налогов в сторону «грехов». Канада, по сравнению с другими странами, облагает намного большим налогом сигареты и алкоголь. Это даже обрело свое название – «налог на грех». Подобные экономические преимущества после легализации и регуляции конопли получили и некоторые штаты США, заработав десятки миллионов налоговых долларов, которые были направлены на образование и социальную сферу.
Правительственные организации нашли путь заработать на грехах, но частному рынку это пока не удалось. Предпринимателям не хватает инвестиционных институций в «индустрии порока» для того, чтобы начать расти и масштабироваться.
Причина этого проста: деньги обычно дают с оговорками. Для консерваторов инвестиции в грехи могут выглядеть порочащими репутацию и «рискованными». На самом же деле уже прошли времена, когда кто-то кому-то рассказывал как нужно жить. От эмансипации до равенства в браке и легализации марихуаны — свобода выбора стала новым трендом.
В связи с устаревшими предубеждениями касательно секса, наркотиков и рок-н-ролла нам нужно пересмотреть свой взгляд на инвестиции в компании, связанные с пороками. Пользуйтесь той же философией инвестирования, которой вы пользуетесь при инвестировании в любую другую компанию – мощная команда основателей, быстрый рост, большой рынок – и вы придете к тому же выводу: надо инвестировать.