Запуск веб-сайта в любой стране мира ставит перед владельцем (предпринимателем) вопрос адаптации веб-сайта, особенно с точки зрения права интеллектуальной собственности. Многие украинские интернет-проекты уже столкнулись с этим: онлайн-магазин модной одежды LaModa для украинских покупателей запустил сайт lamoda.ua, в то время как российский потребитель использует lamoda.ru. Также совсем недавно украинский проект Drone.UA, занимающийся коммерческим использованием дронов, запустил сайт uav.tools, рассчитанный на европейского пользователя.

В качестве ориентира для минимизации рисков мы составили check-list ключевых проблем, связанных с нарушением интеллектуальных прав на сайте, который запускается в иностранном сегменте.

Торговая марка

Поскольку охрана ТМ распространяется только в пределах государства, в котором она зарегистрирована, проверьте, не совпадает ли ваше доменное имя или название товаров и услуг с чужой ТМ, зарегистрированной в стране, где запускаете сайт. Используйте сайты с бесплатным поиском на тождество и сходство, но имейте ввиду, что правильно оценить риск нарушения права собственника ТМ может опытный юрист или поверенный.

Возможные последствия: блокировка сайта, иск в суд о взыскании убытков и переделегировании доменного имени собственнику ТМ.

Локальный домен

При запуске сайта, ориентированного на местного пользователя, вам необходим соответствующий домен. Локальные адреса могут иметь специфическое регулирование и требования (например, наличие зарегистрированной ТМ, идентичной домену).

Авторское право на контент сайта

Здесь возможны несколько вариантов:

  1. Контент создали вы или ваши сотрудники. В таком случае не возникнет проблем с использованием текста, фото или видео, поскольку охрана авторского права автоматически действует во всех странах мира. Проверьте, что исключительные имущественные авторские права на служебные произведения полностью принадлежат работодателю, а не по умолчанию поделены поровну с сотрудником.
  2. Контент используется по лицензии (например, приобретен у фотобанка). Проверьте условия лицензии на предмет территориальных ограничений (разрешено ли использование в выбранной стране) и возможности перевода контента на другие языки (если вы намерены локализировать уже имеющийся на основном сайте контент для целевой аудитории). Если таких условий в лицензии нет, вы рискуете стать нарушителем.
  3. Чужой контент найден в сети в надежде, что настоящий правообладатель этого не заметит. Такие действия являются незаконными в любой юрисдикции (кроме нескольких маленьких островков в Тихом океане). Правообладателю проще всего пожаловаться на сайт нарушитель, используя инструменты DMCA (закон о защите авторских прав в цифровую эпоху, который выполняют все компании-резиденты США) и InfoSoc (директива ЕС, регулирующая в т.ч. аспекты защиты от нарушения авторских прав в сети).

Возможные последствия: блокировка сайта в поисковой выдаче, блокировка сайта у хостинг- провайдера и судебный иск о взыскании крупной денежной компенсации.

Патенты

Проверьте, не нарушают ли технические решения сайта национальные патенты. Это актуально, если вы используете, например, технологию обработки информации на сайте или процесс эквайринга платежей. Результаты поиска покажут запатентованные изобретения и полезные модели, потенциально пересекающиеся с вашей технологией (риск нарушения), или дадут «зеленый свет».

Дизайн сайта

В Евросоюзе практикуется патентная охрана графического оформления сайта (graphical user interface – GUI) в качестве промышленного образца. Советуем проверить, не нарушает ли дизайн сайта патенты на промышленный образец – для этого нужно провести поиск по существенным признакам. Если найденные патенты указывают на тождество, можно внести ряд изменений в свой дизайн.

User-generated content

Если вы разрешаете оставлять комментарии к опубликованному на сайте материалу, убедитесь, что вы не нарушаете предписания законодательства об авторском праве, а именно: существует ли в стране ответственность за размещение гиперссылок на чужой контент?

Несет ли ответственность собственник сайта в случае, если пользователи нарушают авторские права третьих лиц? Какие условия safe harbor для информационных посредников?

Check-list содержит далеко не исчерпывающий перечень IP-рисков, которые возникают при запуске сайта. Отдельно нужно позаботиться о соблюдении личных прав тех лиц, изображения которых используются на сайте – речь идет о необходимости получать (иногда письменное) согласие человека на использование его изображения и имени.

Последний тренд политики защиты персональных данных в странах Евросоюза – повышенные требования к сбору персональной информации о посетителях сайта посредством cookies и крупные штрафы за нарушение. Для того, чтобы все юридические тонкости были учтены, советуем воспользоваться услугами профессионального юриста в сфере IP.

Автор: Илларион Томаров, руководитель практики ИС МЮГ AstapovLawyers