В цифровом мире существует более 165 000 приложений для медицины и здорового образа жизни. Эти приложения мониторят качество сна, напоминают нам пить воду, связывают нас с профессиональными врачами и даже делают кардиограмму. Соединение технологии и потребности быть здоровым открывает новые горизонты как перед разработчиками приложений, так и перед пользователями. ComboApp рассказывает о новейших трендах в индустрии mHealth и рассуждает о том, какие вызовы они поставят перед рынком мобильных приложений.

К следующему году на минимум 50% всех смартфонов будут установлены приложения для медицины или здорового образа жизни.  Хотя уже сейчас мы замечаем, что практически все наши друзья и знакомые используют по нескольку таких программ.

В чем же причина их популярности?

  • Очевидный рост количества «умных часов» и фитнес-трекеров, которые взаимодействуют с человеком и телефоном через приложение.
  • «Цифровое здравоохранение» получает все большую долю доверия у пользователей. Согласно ITOnline, 79% респондентов в США предпочли бы выбрать носимое устройство для трекинга и управления состоянием здоровья, и 88% респондентов не против делиться персональными данными с целью улучшения своего состояния или контроля проходящего лечения.
  • Элемент виральности приложений, связанных со здоровым образом жизни: большинство из них интегрированы в социальные сети, где пользователи охотно хвастаются результатами своих тренировок, диет и другими личными достижениями, которые дают им повод гордиться собой.
  • Мобильные приложения для здорового образа жизни часто становятся самым быстрым и дешевым решением для тех, кто желает «обратиться» в здоровый стиль жизни, и ищет информацию и поддержку.

Организации и компании по всему миру развивают индустрию mHealth семимильными шагами. Google DeepMind недавно купил приложение для здравоохранения, которое называется Hark и призвано помочь докторам и медсестрам справляться со своими формальными делами быстрее, освобождая время для заботы о пациентах. Всемирная организация здравоохранения (WHO) запустила приложение WHO Zika, которое информирует медицинских работников и широкую общественность о симптомах, лечении и профилактике опасного вируса Zika. В Research2Guidance прогнозируют, что самым перспективным направлением mHealth в ближайшие 5 лет будет разработка приложений для удаленного мониторинга и консультаций.

В Украине есть перспективы для mHealth в премиальном сегменте, который беспокоится о своем здоровье в связи с состоянием отечественной медицины и экологии. Сейчас сегмент достаточно активно развивается и представлен такими яркими продуктами, как Vitagramma, позволяющая сохранять результаты медицинских обследований, приложениями для поиска лекарств Geoapteka, Medbrowse , tabletki.ua и докторов Doc.ua, а также приложением мобильного оператора Kyivstar First Mobile Aid для оказания первой помощи и Мобильная Медсестра для тех, кто забывает принимать лекарства вовремя.

У сферы здравоохранения в будущем вырисовываются радужные перспективы, несмотря на некоторые государственные ограничения, которые немного сдерживают скорость роста. Эксперты FDA (Администрации по контролю за продуктами питания и медикаментами в США) говорят о том, что приложения из высокого класса риска, которые могут опосредованно повлиять на здоровье пользователя, должны быть протестированы и утверждены этой службой до того, как попасть в телефон пользователя. Приложения с низким уровнем риска, которые дают информацию о здоровом образе жизни, не будут подвергаться проверкам со стороны FDA.

Процесс проверки и утверждения идет не только в США – в Европейском Союзе в 2007 году были внесены изменения в Директиву относительно медицинских изделий, согласно которым независимое программное обеспечение включено в определение «медицинское изделие». В связи с этим, производители приложений должны соблюдать основные требования, которые предъявляются к медицинским изделиям, до выведения продукта на рынок. В Украине новая редакция технического регламента разработана в соответствии с Директивой ЕС о медицинских изделиях обязательна к применению с 1 июля 2015 года.

Чтобы нивелировать риски и завоевать доверие пользователей, как разработчики медицинских приложений, так и сами медики работают над оценкой качества и безопасности продукта. Разработчики вовлекают врачей в процесс создания приложения, получают профессиональные консультации и совместно анализируют медицинские данные.

Вадим Гринченко, разработчик приложения First Aid app рассказывает, что процесс разработки с участием докторов довольно сложен и требует дополнительных ресурсов. Приложение FirstAid, которое помогает людям понять причину боли и дискомфорта, было разработано в тесном сотрудничестве с опытными медиками-профессионалами.

“Мы не до конца понимали, сколько времени и усилий должно быть потрачено на общение с докторами во время этого проекта. Это общение и привело нас к мысли, что нам нужно создать какой-то инструмент для врачей. Во время разработки, наши доктора требовали изменений и долгих итераций обсуждений. Если вы планируете разработать медицинское приложение, помните – для медиков критичны интуитивный интерфейс и удобная навигация по базе данных”.

healthcare (1) healthcare (3)

После окончания разработки медицинского приложения необходимо сделать так, чтобы оно выделялось среди тысяч похожих конкурентов. Например, в случае с приложением MobileSleepDoc, которое помогает отслеживать и решать проблемы со сном, мы сфокусировали маркетинговую стратегию на массированном пиаре. Несколько десятков health и wellness-блогеров, лидеров мнений и авторитетных тематических изданий сделали обзор приложения. Таким образом, мы «дотянулись» до уже существующих сообществ людей, которые интересуются вопросами медицины и здорового образа жизни, и потенциально согласны использовать Mobile Sleep Doc. В маркетинге healthcare-приложений, PR и работа с социальными сетями играют важную роль – пользователям нужен надежный помощник и источник информации, когда речь заходит об их здоровье.

healthcare (2)

Несмотря на то, что пройдет некоторое время, прежде чем мобильные приложения для медицины и здорового образа жизни завоюют окончательное доверие государственных органов и пользователей, сфера mHealth уже предлагает эффективные альтернативы некоторым функциям традиционной медицины.

Последующее развитие этой сферы лежит в тесном сотрудничестве медицинских работников и разработчиков приложений. Чтобы их совместная работа была по-настоящему полезна людям, разработчики в сфере mHealth должны быть сфокусированы на обработке большого количества данных, которые давали бы пациентам точные и индивидуальные советы, избегая общих и неконкретных рекомендаций. Тогда усилия докторов и программистов создадут мобильное приложение, которое будет ненавязчиво помогать человеку перестраивать свое поведение и привычки, понемногу направляя его состояние – и всю последующую жизнь – в здоровое и счастливое русло.

Автор: Надежда Матухно, Head of Marketing в ComboApp