Купить в самом известном онлайн-магазине мира, заплатить $150 вместо $250, подождать две недели – и ты обладатель оригинала кроссовок, планшета, или «умных» часов известного бренда – вот чем заманивают форвардеры клиентов. Как устроены их услуги, когда они действительно выгодны и в чем основные недостатки такого способа покупок – узнавал AIN.UA.
Кто такие форвардеры
Почтовый форвардинг – это услуга по перенаправлению посылки от отправителя к получателю с использованием промежуточного (виртуального) адреса. Чаще всего форвардинг используют для доставки товара, купленного в зарубежном онлайн-магазине. Выглядит это так: человек заказывает себе что-нибудь на Amazon, оплачивает покупку и вместо своего адреса для доставки указывает адрес склада форвардера в США. Посылку под видом «покупателя» получает представитель форвардинговой компании – и затем пересылает ее своему клиенту, сделавшему заказы.
Зачем это нужно? Во-первых, доставка в Украину напрямую из зарубежных онлайн-магазинов зачастую слишком дорога. Во-вторых, многие продавцы вовсе не оправляют заказы в нашу страну. Форвардеры решают обе проблемы.
Почтовых форвардеров часто путают с посредниками в зарубежном онлайн-шоппинге – и совершенно напрасно. Первые лишь перенаправляют самостоятельно заказанные покупателем вещи, вторые же берут у клиентов деньги и полностью организовывают весь процесс покупки за дополнительную комиссию в 10-30% от суммы заказа.
Среди наиболее известных агрегаторов доставки – Meest, EasyXpress, Ukraine Express, Shipito, Sadko и другие. На рынке работают десятки форвардеров, и их количество с каждым годом растет (например, недавно форвардинговые услуги запустила ModnaKasta). Растут и заказы: один из крупнейших форвардеров, Meest-America, рассказал AIN.UA о росте на 40% по итогам 2015 года. Помимо этого, к услуге прибегают все больше покупателей из регионов Украины: если в 2014 году их доля составляла 16% от общего количества, то в 2015 – уже 24%.
Как и почем?
Сроки доставки у всех форвардеров приблизительно одинаковы: 7-14 рабочих дней – авиа и 45-60 дней – по морю. У некоторых компаний есть отдельные опции «эконом» либо «ускоренной» пересылки.
Стоимость доставки одного килограмма веса у форвардеров также не особенно отличается: $7-12 за авиа и $3-4 за посылку морем. А вот что существенно разнится, так это минимальная стоимость доставки: одна и та же посылка до 1 кг, даже если ее вес всего 100 грамм, может стоить как $3,6, так и $15, в зависимости от тарифной политики агрегатора. Как правило, чем меньше пересылает заказчик, тем дороже это обходится – и наоборот.
Впрочем, чтобы клиент не переплачивал (или покупал больше), форвардинговые компании предлагают специальную услугу: хранение на складе в США. Полученные посылки собираются в специальную ячейку заказчика и могут там храниться в течение 28-180 дней. За это время клиент докупает еще несколько товаров, которые форвардер потом соберет в одну посылку и отправит в Украину. Объединение заказов называется консолидацией, чаще всего она платна, но предлагают ее не все форвардеры.
Некоторые условия доставки форвардеров из США в Киев на 30.05.2016
Форвардер | Авиадоставка, $ за 1 кг. | Мин. стоимость авиапосылки весом до 1 кг., $ | Срок бесплатного хранения на складе |
Meest | 6,95 | 15 | 28 дней |
EasyXpress | 12 | 3,6 | не ограничено |
Днипро | 7 | 11 | 3 мес. |
Ukraine Express | 7 | 12 | 90 дней |
Shipito | 8,5 | 7,7 | 180 дней |
Sadko | 7 | 12 | 30 дней |
Как и у любой услуги, у почтового форвардинга есть дополнительные малозаметные платежи. Это может быть абонентская плата, комиссия за регистрацию, за консолидацию, за входящие посылки. В перечне услуг также дополнительная упаковка (от $3), страхование (от 2,5% стоимости), фотографирование товара (от $3 за одно фото) и многие другие.
Таможенные сборы
Целый ряд дополнительных услуг форвардеров связаны с упрощением прохождения таможни: например, заполнение таможенной декларации, утилизация инвойсов и коробок из-под обуви.
До недавнего времени даже была опция «таможенная очистка»: за 10% от стоимости товара компании организовывали прохождение таможни без уплаты сбора. Теперь же такая услуга не предоставляется, и пересечение украинской границы проходит по всем правилам: посылку останавливают на таможне, ее стоимость оценивается, и если ее стоимость больше беспошлинного лимита в 150 евро, то на сумму превышения начисляют 10% пошлины + 20% НДС + дополнительный акцизный сбор (на некоторые виды товаров). Дальнейшее развитие событий зависит от форвардера. Некоторые требуют от покупателя оплаты инвойса для прохождения таможни, другие – сами решают проблему, а счет клиенту выставляют уже во время доставки посылки.
«Основной проблемой является определение стоимости товара, так как взгляды таможни и клиента не всегда совпадают. Но когда есть документы, подтверждающие стоимость товаров, этот вопрос не вызывает никаких проблем, кроме увеличения сроков доставки», – рассказывает Ольга Быченок, операционный менеджер EasyXpress.
Именно прохождение таможни и частые изменения в Таможенном кодексе большинство форвардеров называют в числе основных сложностей работы на рынке. В частности, они жалуются на то, что два года назад лимит беспошлинного ввоза товаров уменьшили с 300 до 150 евро, и постоянно ведутся разговоры о дальнейшем его снижении.
Среди других проблем компании называют падение покупательской способности украинцев и языковой барьер, который ограничивает возможности в шоппинге. «Мы тратим огромные ресурсы, чтобы научить новых клиентов покупать в США. Они даже приходят к нам в офис, и мы поэтапно им все показываем, чтобы их опыт покупок был максимально положительный», – рассказывает Ольга Быченок.
Когда это выгодно?
Среди преимуществ, которыми форвардеры привлекают новых клиентов – 100-процентная уверенность в покупке оригинала и возможность покупать одежду с большими скидками, причем не только сезонными. «Например, марка одежды Ralph Lauren часто дает скидки до 80%, серьезно можно сэкономить на сумках Michael Kors, а за цену одной пары Levi’s, продаваемой в Украине, можно купить три пары на официальном американском сайте – и это только несколько примеров», – говорит Алексей Крикунов, руководитель логистической службы компании-форвардера.
Часто товар в зарубежном онлайн-магазине оказывается дешевле, чем в украинском, и без скидок. Впрочем, в первую очередь это касается покупок суммарной стоимостью до пресловутых $200, за растаможивание которых не придется платить. Тогда вместо покупки брендовых кроссовок за 6000 грн. в украинском магазине действительно выгоднее заказать такую же модель за $130 + доставка из США за $12.
В этом узком сегменте почтовые форвардеры уводят клиентов у украинских онлайн-магазинов, продающих импортные товары. Однако представители украинского e-commerce говорят, что не ощущают влияния форвардеров на их рынок. «Думаю, что за последние пару лет объем заказов у компаний, которые предоставляют форвардинговые услуги, значительно вырос. Это связано с тем, что существенная часть украинцев пытается экономить и ищет возможность купить тот или иной товар дешевле. Но не думаю, что этот момент имеет существенное влияние на украинские интернет-магазины, так как они, в свою очередь, получают новых покупателей из тех, кто раньше не делал покупки в интернете, но начал делать по таким же мотивам (ассортимент, дешевле и тому подобное)», – поясняет Дмитрий Латанский, директор Repka.ua.
По его словам, определенная категория покупателей в любом случае предпочтет украинский e-commerce. «Хорошо, что у покупателей есть выбор. Те, кому нужен более широкий ассортимент или товар по более низкой цене (в некоторых случаях), могут заказать товар из-за границы. Те же, кому нужен товар срочно, в кредит, по безналичному расчету с НДС, с минимальными рисками, предпочтут сделать покупку в пределах страны», – считает Дмитрий Латанский.
Что и где заказывают?
Что же покупают украинцы, сделавшие выбор в сторону зарубежных площадок? Подавляющее большинство заказов – одежда, обувь и аксессуары. Каждый десятый заказ связан с техникой: от «умных» часов до электронных книг и планшетов. Остальное – косметика, разные мелочи для хобби и все, что невозможно достать в Украине.
По данным форвардеров, украинцы чаще всего покупают в Китае (Alibaba.com), США (eBay и Amazon.com), в Германии и Италии. Постепенно набирают популярность покупки в Польше. «Самые тяжелые посылки приходят к нам из США и Канады – они весят 8 кг. Из Китая обычно приходят посылки до 5 кг, а средний вес покупок из Европы составляет от 2 до 4 кг», – рассказывает Василий Журавель, первый заместитель генерального директора Meest Group.
По его словам, список наиболее популярных у украинцев товаров зависит от страны, в которой производится покупка. «Особенно популярны покупки техники в Китае, они составляют до 45% всего списка», – говорит Журавель.
На честном купеческом слове
Пользуясь услугами форвардеров, нужно быть готовым к определенному риску. Дело в том, что вся система перенаправления посылок держится на репутации компании: никаких договоров о форвардинговых услугах с их потребителями-физическими лицами, как правило, не заключают. Прежде всего это означает, что выбирать почтовый агрегатор нужно очень тщательно. Эффективнее всего ориентироваться на отзывы о компании на профильных форумах. Ветки, посвященные пропажам и поиску посылок, не дошедших до своих получателей либо высланных по неверному адресу, у надежных форвардеров обычно поменьше.
Кроме этого, при выборе форвардера нужно смотреть и на простые отзывы об их работе. Как компания на практике соблюдает указанные сроки доставки? Как решает нестандартные ситуации? Обеспечивает ли она оперативную и адекватную обратную связь?
Впрочем, каким бы надежным ни был форвардер, в процессе работы все равно будут возникать вопросы. «Я часто заказываю очень много одежды, и иногда в крупных заказах может не хватать одной или двух футболок. Каждый раз, когда это случается, я гадаю – ошибка это американского магазина или недобросовестность отдельных сотрудников, через руки которых проходит моя посылка», – рассказывает киевлянка Наталия Шевченко, работающая посредником в зарубежном онлайн-шопинге.
Конечно, форвардеры предлагают ряд услуг для избежания подобных неоднозначных ситуаций – это и фотографирование заказа, и его проверка, которая также поможет убедиться, что зарубежный магазин не ошибся в размере или модели товара. Но когда заказов больше десяти, за проверку набегает более $30, поэтому на ней обычно экономят.
Еще один важный момент – не все форвардеры предлагают услугу возврата товара в магазин. К тому же обратная пересылка довольно дорогая и не всегда возможна по сроку. И, конечно, иногда наступают и гарантийные случаи, когда товар приходится возвращать продавцу. «Некоторое время назад я сам столкнулся с подобной ситуацией. Вся процедура заняла два месяца, в течение которых я был и без товара и без денег, еще и потратился на обратную пересылку. Был вынужден вести переписку со службой поддержки. Вопрос, конечно же, решился и мне все починили и компенсировали. Но я думаю, что в Украине очень немного покупателей, которые готовы на подобные эксперименты», – рассказывает Дмитрий Латанский.