В «Евровидении-2016» победила украинская певица Джамала, а это значит, что в следующем году конкурс пройдет в Украине. Несмотря на поток туристов, продажу прав на трансляцию и рекламу, «Евровидение» — неоднозначное вложение денег, которое далеко не всегда окупается. Редакция AIN.UA разобралась, как один из самых популярных в мире песенных конкурсов выглядит с экономической точки зрения.
«Евровидение» — это не только развлечение, но и серьезный бизнес. Конкурс, который стал культурным феноменом, привлекает миллионы зрителей по всему миру, является отражением финансовой состоятельности и успешности каждой из стран-конкурсантов. Стране, в которой проводится конкурс, приходится еще тяжелее. С одной стороны, конкурс дает гигантский поток туристов и развитие инфраструктуры. С другой — требует десятков миллионов вложений, которые окупаются далеко не всегда.
Самым грандиозным годом за всю историю «Евровидения» считается 2012. В этом году конкурс проводился в столице Азербайджана Баку. Затраты на проведение составили почти $70 млн. Но для страны все приложенные усилия оказались провалом. В Азербайджан приехали всего 7 000 туристов. Для сравнения в 2014 году, когда конкурс проводился в Дании, страну посетило 39 000 туристов. В Азербайджане туристы потратили примерно $10 млн, а количество созданных рабочих мест равнялось 529.
Если рассматривать конкурс с точки зрения создания рабочих мест — это плохое вложение. Средние затраты на создание одного рабочего места в Австрии равнялись $98 000, в Азербайджане — $131 000. Но даже эти показатели ничто по сравнению со Швецией, которая принимала «Евровидение» в 2013 году ($190 000) и Данией ($380 000).
Затраты на конкурс настолько велики, что некоторые страны попросту не могут их себе позволить. Например, Литва отказывалась от участия в конкурсе 6 раз. Эстония — один раз. В 2015 году по экономическим и политическим причинам о годовом тайм-ауте заявила и Украина.
Год | Город проведения | Стоимость проведения, $ млн | Количество туристов | Количество денег, потраченных туристами, $ млн |
2015 | Вена, Австрия | 42 | 30 000 | 33 |
2014 | Копенгаген, Дания | 54 | 39 000 | 20 |
2013 | Мальмё, Швеция | 26 | 32 000 | 24 |
2012 | Баку, Азербайджан | 64 | 7 000 | 11 |
2011 | Дюссельдорф, Германия | 37 | Нет информации | Нет информации |
2010 | Осло, Норвегия | 37 | Нет информации | Нет информации |
2009 | Москва, Россия | 42 | Нет информации | Нет информации |
Статистика затрат на проведение «Евровидения». Источник: RBS
Из сравнительной таблицы шотландского банка RBS видно, что деньги туристов редко покрывают затраты на проведение конкурса. Но есть и другие источники прибыли — продажа прав на трансляцию телевизионным каналам, билеты и сувенирная продукция. Представитель немецкого телеканала NDR Томас Шрейбер заявил, что трансляцию конкурса в 2011 году смотрели 120 млн человек по всему миру, а канал получил $240 млн с различных рекламных кампаний. Кроме того, с 2000 года конкурс транслируется в интернете.
Сумма этих источников дохода уже приближает страну к окупаемости конкурса. Например, «Евровидение» 2013 года стало для Мальмё прибыльным, но это скорее исключение из правил. К тому же есть и неочевидные источники дохода. После конкурса власти Мальмё провели опрос среди туристов, посетивших город и 50% ответили, что хотят вернуться в город еще раз. Такая же ситуация и в Дании — более 60% заявили, что посетят Копенгаген снова.
«Окупается ли конкурс? Сложно дать однозначный ответ. Каждый город, в котором проводится конкурс, получает небольшое увеличение потока туристов в будущем. Разумеется, это положительно сказывается на экономике», — говорят экономисты банка NatWest.
Долгосрочные перспективы после проведения конкурса оценить сложно. Ежегодно «Евровидение» смотрят 180 млн человек по всему миру. Для страны это отличная возможность зарекомендовать себя в качестве хорошего места для туризма. Плюс есть и положительный эффект от победы в конкурсе.
экономисты NatWest
После победы Украины на «Евровидении-2016» в интернете и на телевидении начались споры. Многие рассуждали о том, что страна, находящаяся в незавидной экономической ситуации, попросту не готова принимать у себя конкурс. Вполне возможно, что так оно и есть: статистика показывает, что страна окупает проведение «Евровидения» лишь в редких случаях.
Даже само выступление стоит дорого. Выступление украинской певицы Джамалы стоило 3,123 млн гривен или $124 тысячи. 1,8 млн гривен были предоставлены украинским телеканалом СТБ «в качестве жеста доброй воли», говорит продюсер певицы Игорь Тарнопольский. Остальные средства поступили из анонимных источников. В команде, которая отправилась в Стокгольм, было 17 человек.
На следующий день после победы на «Евровидении-2016» несколько украинских городов заявили о желании проводить конкурс в следующем году. Мэр Киева Виталий Кличко предложил использовать для этого киевский спортивный комплекс «Олимпийский». «Мы сделаем все, чтобы провести конкурс на наивысшем уровне. Мы уже начинаем готовиться», — сказал мэр Киева.
Поступило предложение провести конкурс и в другом городе Украины — Херсоне. «Для приграничного Херсона проведение «Евровидения» стало бы гигантским стимулом для развития и привлечения инвестиций», — заявил мэр Херсона Владимир Николаенко.
И это стало бы нашей возможностью доказать, что Херсон — это Европа.
Владимир Николаенко
Из заявлений политиков видно, что они рассматривают конкурс, лишь как средство для привлечения инвестиций в города. Например, мэр Херсона добавил, что для проведения конкурса городу нужен новый аэропорт, современные дороги, европейская инфраструктура и лоббирование города на национальном и международном уровне. Среди других городов, которые предложили для проведения конкурса, были Днепр, Львов и Одесса.
Днепр находится довольно близко к зоне конфликта на востоке Украины. В Херсоне слабо развита инфраструктура. Поэтому основными претендентами на проведение конкурса остаются Киев, Львов и Одесса. Каждый из этих городов имеет аэропорты, отели и стадионы с вместимостью более 30 000 человек.
Сооснователи издания VoxUkraine Юрий Городниченко и Александр Талавера считают, что несмотря на год, который у Украины есть на подготовку, нужно сделать еще многое. Прежде всего, обеспечить парковками крупные города. «Центр Киева переполнен машинами и очень враждебен для пешеходов», — пишут редакторы.
То же касается и безопасности. Город, в котором будет проводиться конкурс, должен иметь систему видеонаблюдения, чтобы предотвращать несчастные случаи и быстро реагировать на преступления. И несмотря на то, что система ориентирования по городу была усовершенствована во время «Евро-2012», ее все еще можно делать более дружелюбной по отношению к англоговорящим туристам.
Кабинет министров Украины уже подсчитал примерную стоимость проведения конкурса. Оценив затраты стран, которые принимали гостей конкурса в прошлом, Кабмин пришел к выводу, что нужно будет потратить от $8 млн до $15 млн.
За последнее время наименьшими инвестициями обошлась Эстония. В 2002 году конкурс стоил ей $8 млн. В Швеции и Дании потратили больше, но и конкурсы там были довольно пафосные.
Если скромнее, то оплата стран-участников, поддержка основателей и прибыль от продажи билетов могут покрыть примерно 75% расходов. А в Украине, учитывая важность этого турнира, я еще больше верю в спонсорские средства
советник министра инфраструктуры Украины Яника Мерило
Яника Мерило уверена, что средства на проведение турнира найдутся. Она также написала, что надеется на то, что «Евровидение-2017» пройдет не в Киеве, а в одном из региональных центров.
Помощь в проведении «Евровидения-2017» уже предложила Швеция. В середине мая шведский министр культуры и демократии Алис Ба Кунке встретилась с украинским министром культуры Евгением Нищуком и предложила «всестороннюю помощь в организации конкурса на надлежащем уровне».
Ба Кунке заявила, что Швеция готова направить в Украину своих экспертов для того, чтобы внедрить шведские нововведения в украинских реалиях. «Для артистов такая поддержка иногда очень важна. А нам, как государственному органу, это даст возможность расширить диапазон сотрудничества, а искусству — стать еще более популярным», — сказала министр.
Какой бы город не был выбран для проведения конкурса, ему предстоит значительно улучшить инфраструктуру и стать более дружелюбным для иностранных туристов. И краткосрочные, и долгосрочные перспективы от проведения конкурса есть и ими нельзя пренебрегать, но лишь при условии, что деньги будут потрачены правильно.