Сюжеты фантастических произведения Айзека Азимова становятся все ближе. Согласно новому предложению Европарламента, роботы будут расцениваться как «электронные личности», за которые их владельцы будут уплачивать социальное обеспечение. Такой вывод содержится в проекте доклада Комитета Европарламента по юридическим вопросам, опубликованном 31 мая. Доклад призван обратить внимание на новые проблемы, которые становятся актуальными с растущим распространением и развитием технологий робототехники и связанной с ними индустриальной революцией, пишет The Verge.
Развитие автоматизации и искусственного интеллекта начало вызывать в мире обеспокоенность их экономическими эффектами, включая безработицу, неравенство и работу систем социального обеспечения. Комитет предлагает решить эти вопросы за счет новой нормативно-правовой базы. Согласно ей, «по крайней мере, самые сложные автономные роботы будут создаваться со статусом электронных личностей и иметь определенные права и обязательства».
Предложение также предполагает, что компании должны декларировать деньги, которые они сэкономили от неуплаты соцобеспечения, заменив человеческих работников роботами. Предлагается создать Европейское агентство робототехники, которое займется «технической, этической и регуляторной экспертизой». Все автономные роботы будут вноситься в центральный реестр с выделением средств для покрытия их ответственности. Владельцы роботов и их производители будут должны покупать для них страховку.
В ответ на предложение комитета немецкая индустриальная группа VDMA, объединяющая крупных производителей роботов, заявила, что создавать подобную юридическую базу слишком рано. Она может лишь затормозить развитие инноваций. Управляющий директор VDMA Патрик Шварцкопф утверждает, что это возможно через 50 лет, но не 10. «Мы думаем, что это очень бюрократичный подход, который затормозит развитие робототехники», — сказал он.
В том, что касается вопросов социального обеспечения, Шварцкопф сообщил, что корреляция между увеличивающимся количество роботов и ростом безработицы не доказана. По его словам, в период с 2010 по 2015 годы количество сотрудников автомобильной индустрии Германии выросло на 13%. В то же время количество индустриальных роботов повысилось на 17%.
В любом случае, даже если предложение будет поддержано Европарламентом, оно будет иметь необязательный характер резолюции. Но те, кто выступают в поддержку этих нововведений, утверждают, что Европе необходима согласованная база для поддержки и регулирования робототехники, чтобы удержать свои позиции в мире.
«В США, Китае и Японии есть очень амбициозные проекты. Если мы не создадим юридическую базу для развития робототехники, то наш рынок захватят роботы [других стран]», — утверждала Мади Дельво, депутат от Люксембурга и автор доклада, в прошлогоднем интервью на сайте Европарламента.
Робототехника по всему миру действительно не стоит на месте. Весной американская Hanson Robotics показала робота, невероятно похожего на человека, а в Новой Зеландии сеть пиццерий Domino’s начала тестировать доставку с помощью роботов.