12 сентября рейдеры попытались захватить предприятие «ТК-Домашний текстиль», крупнейший в Украине оптовый оператор готовых изделий. Атака проводилась самым простым из всех возможных способов – заменой информации в едином государственном реестре юридических лиц. Что помогло владельцу отстоять свой бизнес, и какие из антирейдерских способов сегодня наиболее эффективны, узнавал AIN.UA.

«Утром 12 сентября мы обнаружили, что за выходные в Едином государственном реестре полностью, на 100%, поменялся состав акционеров и директор компании. Грабители просто нарисовали подписи и нужные бумаги. Сейчас даже подделывать ничего не надо – рисуются подписи и протокол собрания о том, что назначен новый директор», – рассказал AIN.UA Александр Соколовский, учредитель «ТК-Group».

По его словам, оказалось, что в пятницу вечером к регистратору пришли с договорами купли-продажи корпоративных прав с поддельными подписями учредителей и директора, заверенных поддельной печатью; с новой редакцией устава и нотариально заверенной подписью новоиспеченного учредителя-директора; с доверенностью, протоколами собрания учредителей и прочим.

Отбить атаку рейдеров предприятию удалось всего за полдня – благодаря быстрым действиям собственников, визиту к государственному регистратору и помощи районной госадминистрации. История закончилась бы далеко не так успешно, если бы не главный инструмент, который помог предприятию: выделенная с весны должность юриста, чья основная задача – постоянный мониторинг данных в реестрах Минюста.

«Каждое утро юрист заходит в открытый реестр и смотрит, не произошли ли изменения в составе акционеров по всем предприятиям холдинга – их больше 10, и мы вынуждены каждое просматривать. А раз в несколько дней просматриваем реестр недвижимости – это платная услуга, которая показывает, не ушла ли недвижимость», – пояснил  AIN.UA Александр Соколовский.

Предыстория вопроса

В 2015 году Верховная Рада приняла три закона, упростившие регистрацию бизнеса и недвижимости. Теперь этим занимаются не только государственные регистраторы, но и нотариусы, аккредитованные банки и центры предоставления админуслуг местных советов.

Кроме этого, для таких операций больше не требуют обязательного нотариального удостоверения подлинности подписей учредителей и уполномоченных лиц на учредительных документах. Не нужно и нотариальное заверение учредительного договора.

Не действует и требование, по которому бизнес должен использовать печати, а также отменен территориальный принцип совершения регистрационных действий. И хотя такая дерегуляция должна была облегчить работу бизнесу, на практике она попутно упростила и рейдерские захваты.

Виновник этому – не новое законодательство, которое соответствует мировой практике, а изъяны в работе правоохранительной системы и принципа неотвратимости наказания, считает управляющий партнер «Юскутум» Артем Афян.

Советуют юристы

«Надо понимать, что стопроцентно защититься сейчас нельзя. Можно только разработать алгоритмы быстрого реагирования. Нужно внести в уставы положение о том, что любые действия относительно перехода долей должны быть осуществлены нотариально. Также нужно отобразить эти оговорки в самом реестре – чтобы их мог увидеть любой регистратор», – советует Артем Афян.

Помимо мониторинга реестров, предприятие должно продумать алгоритм действий в случае атаки. «Также нужно иметь готовые сценарии развития событий – в частности, иметь возможность быстро отключить электронные ключи, знать, как это делать, всегда быть на контакте. Недвижимое имущество, оформленное на юрлицо, желательно положить в обременение. Это те действия, которые могут убрать 80% проблем», – говорит Афян.

По его словам, в большинстве случаев для отражения атаки достаточно быстро найти регистратора и принести ему документы, чтобы он сличил подписи и тут же смог отменить свое действие в пользу рейдеров.

Впрочем, у каждого метода рейдерской атаки есть свои способы их отражения. Например, обыски чаще всего не являются рейдерством в чистом виде. Обычно это шантаж или прессинг, чтобы вынудить бизнес пойти на какие-либо условия. Противостоять этому обычно проще всего, включив элемент публичности.

Пик рейдерских атак при помощи судебных решений приходился на 2007-2010 годы, сейчас они используются не так часто. «Решение суда редко идет само по себе. Оно обычно сопровождается попыткой установления контроля над объектом, и в этом случае нужно быть готовым к отражению атаки при помощи мастерства юриста. Такие решения судов отслеживаются, блокируются, оспариваются предпринимаются контратаки. Это как военные шахматы», – поясняет Артем Афян.

Комиссия для жалоб

С января 2016 года у бизнеса есть еще один инструмент для защиты: при Министерстве юстиции работает комиссия, рассматривающая жалобы на действия регистраторов. За семь месяцев в нее поступило около 1000 жалоб – и большинство из них были связаны с рейдерскими захватами. Из них были удовлетворены 150.

«Комиссия рассматривает каждый случай в течение 30 дней. Но если у вас корпоративный конфликт, то мы не решим его, так как у комиссии нет полномочий суда», – рассказал Павел Мороз, заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации. Проблема в том, что во время рассмотрения жалобы работа предприятия останавливается. И хотя довольно часто комиссия принимает решение оперативно – например, за 3 дня, но и этого срока рейдерам, тщательно планирующим свои атаки, обычно хватает для «отжатия» компании и реализации ее активов.

Комиссия может наказывать нотариусов-нарушителей. «Некоторым регистраторам мы блокируем доступ к реестру на три-шесть месяцев. Если же было грубое нарушение, то аннулируем его доступ навсегда. Пока таких случаев было пять», – пояснил Павел Мороз.

По его словам, для решения проблемы в марте в парламент подали антирейдерский законопроект № 4216, требующий заверять нотариально все изменения участников и руководителей предприятия. Проект пролежал в парламенте до 8 сентября, после чего был отозван. Сейчас Министерство юстиции готовит другой законопроект №5067, предусматривающий уголовную ответственность лиц, причастных к рейдерским атакам и систему спецконфискации всего имущества рейдеров.

Бот-антирейдер

В помощь предприятиям появляются инструменты, предупреждающие о рейдерском захвате. Например, чтобы не мониторить вручную изменения в Едином государственном реестре, сооснователь днепропетровской компании 908 Алексей Иванкин разработал Opendatabot. Если рейдеры внесут изменения в госреестр, то сразу после отображения их системой бот сообщит об этом подписчику-собственнику бизнеса в Facebook, Skype или Telegram.14274415_10209157762716631_1177260292_o

Единственная проблема – бот работает с государственным порталом открытых данных, который обновляет информацию лишь раз в 5-10 дней. А за этот срок рейдеры могут полностью реализовать свои схемы.

Впрочем, 8 сентября Кабмин принял постановление, которое открывает АРІ-доступ к Единому государственному реестру. «Надеемся за месяц завершить техническую часть», –  отметил Максим Нефьодов, заместитель министра экономики. Как только данные откроют, бот сможет мониторить любые изменения в режиме реального времени. Судебные решения OpenDataBot отслеживает оперативно уже сегодня.

Игры-тренажеры

Для отражения реальных атак на имущество предприятия существуют отдельные инструменты – специальные игры, рассчитанные на отработку действий в таких случаях. Например, игра «Обыск» от «Юскутума».

Можно проводить несколько вариантов таких игр – как максимально похожих на реальную ситуацию, с небольшими повреждениями имущества в офисе и с легкими ссадинами и ушибами у сотрудников, так и без применения физической силы.