Получить первую работу чуть сложнее, чем невозможно. Потому что чтобы ее получить, нужно иметь опыт, а чтобы иметь опыт, нужно получить работу. Как выбраться из этого замкнутого круга? Можно год поработать бесплатно ради опыта, а можно соврать и получать опыт за деньги. Дизайнер-фрилансер Тобиас ван Шнайдер именно так и сделал свою карьеру. В своей колонке на Medium он разоткровенничался о том, как обманывал первых клиентов, почему для всех все закончилось хорошо и быть успешным на фрилансе.
По меньшей мере раз в день мне приходит письмо с просьбой дать совет о том, как стать дизайнером и быть успешным на фрилансе. Или, если конкретней, как стать успешным дизайнером-фрилансером, у которого есть постоянные клиенты. Мой совет может вас удивить. Когда я начинал работать дизайнером на фрилансе, я врал о своей карьере. Я врал о своих навыках и опыте. Я не перебарщивал с этим, то есть не пытался превозносить себя или врать о чем-то, что может навредить другим людям, но я врал просто потому, что не видел другого выхода.
Я никогда не был в восторге от традиционной системы образования, они не дают быть успешным на фрилансе. Я всегда был самоучкой и все, что я знаю, я узнал на собственном опыте. Когда я решил делать работу для клиентов и предлагать свои навыки другим людям за деньги, мне нужен был план. Потому что по факту у меня не было навыков, которые мне хотелось бы, чтобы у меня были.
“Fake it till you make it”
Я помню, как один из моих клиентов (очень-очень давно) спросил меня, могу ли я нарисовать и сверстать ему сайт. Я ответил: “Конечно, могу”, полностью отдавая себе отчет в том, что это откровенное вранье. Но мне очень нужен был этот клиент и этот опыт. Так что мой мыслительный процесс выглядел примерно так:
- Клиент просит меня нарисовать и сверстать ему сайт за два месяца, что дает мне достаточно времени.
- Мне известно, что клиент ни черта не смыслит в веб-дизайне. Он не эксперт в этом, как и я. Но мне будут в течение двух месяцев платить за то, чтобы я выучился этому. Я буду тем человеком, который устанавливает цели и измеряет их.
- Так что, по сути, что бы я не делал в течение этих двух месяцев, я буду становиться в большей степени экспертом в веб-дизайне, чем мой клиент (если, конечно, буду с умом тратить время на исследования и выполнение).
Осознание того, что у меня теперь есть два месяца на то, чтобы сделать веб-сайт, было для меня необходимым “волшебным пинком”. Конечно, результат, который я показал в итоге, не был шедевром, но он был достаточно хорош, чтобы клиент остался доволен. Но что намного важнее: я научился строить веб-сайты и теперь мог искать новый заказ, чтобы создать нечто лучше, чем в первый раз.
Конечно, у такой стратегии обучения есть опасные моменты, но лично я на заре своей карьеры научился многому именно таким способом. Я обещал людям, что могу что-то для них сделать, хотя на самом деле понятия не имел, как это вообще делается. Преимущество этой стратегии в том, что под давлением сделанных обещаний и с четким дедлайном мы учимся быстрее, чем обычно, и учимся в принципе. Ты либо суетишься, либо нарушишь обещание и разочаруешь человека. А для меня разочарование никогда не было одним из возможных вариантов развития событий.
Другой клиент попросил меня сверстать ему глянцевый журнал от концепта до печатного макета. Я понятия не имел, как там все устроено, я даже не знал, чем отличается RGB от CMYK, равно как и для чего вообще используется цветовая модель Пантон. Но я все равно пообещал сделать макет и сопровождать его на полиграфии.
Это была одна из самых стрессовых работ в моей жизни, но также одна из самых полезных в плане полученного опыта. В конце концов я напечатал свой первый глянцевый журнал и знал все входы и выходы процесса, каждый полиграфический нюанс.
Первое, что я сделал после того, как взял в работу проект журнала – вбил в Google: “В чем разница между RGB и CMYK”. Вот так я и учился, и до сих пор учусь каждый день.
Такая стратегия обучения всегда может вылезти боком, но в моем случае никто не уходил разочарованный, разве только я сам. Я всегда выполнял взятые на себя обязательства, потому что чувствовал давление и помнил про дедлайн.
Мне нравится приводить в пример Илона Маска. До основания SpaceX он понятия не имел, как устроены ракеты. Он просто погрузился в книги про ракетостроение, которые одолжил у друга. Вскоре после этого он начал строить и взрывать собственные ракеты до тех пор, пока одна из них все-таки решила не взрываться. И да, мы тут с вами говорим о строительстве ракет, а не дизайне сайтов и журналов.
Единственное, с чем надо быть очень осторожными, так это с собственным эго. Его нужно выставить за дверь. Опасно притворяться кем-то, кем ты не являешься.
“Fake it till you make it” (притворяйся, что умеешь, пока не научишься) значит обдумывать что-то, пока это не созреет в твоей голове. Это всегда временное состояние, потому что если оно затянется, то может нанести вред вашей репутации и эго.
Мне кажется, что бы мы не пытались изучить, маленькое обещание кому-то другому может стать волшебным пинком под зад, который нам так необходим. Потому что пообещал – значит, должен сделать. И нет других вариантов, кроме как бросить все силы на выполнение.
К слову
Есть очень классное TED-видео о том, как наш язык тела формирует то, что мы есть. Наш язык тела влияет не только на то, как нас видят другие, но и на то, как мы видим самих себя. Социальный психолог Эми Кадди показывает, как “позиция силы” – уверенная стойка, даже если на самом деле вы не уверены в себе – может поспособствовать повышению уровней тестостерона и кортизола в мозгу и оказать существенное влияние на наши шансы преуспеть.