Можно щекотать себе нервы фильмами ужасов, квестами в ночь на Halloween или очень страшными компьютерными играми. Однако в жизни нередко встречаются и реальные хоррор-стори, способные напугать по-настоящему. Например, провал стартапа, который привлек миллионы долларов, но не оправдал ожиданий создателей и инвесторов. AIN.UA предлагает экскурсию по кладбищу украинских и зарубежных стартапов – которые подавали надежды или даже успели стать единорогами.
«Замуж за программиста»
Сервис знакомств с программистами Dateprog.com запустили в декабре 2014 года – прямо после второго за год масштабного обвала гривны. Сначала сервис быстро набирал популярность, набрал более 9000 пользователей, треть из которых были активными.
Однако уже через год проект закрыли. По словам фаундера Евгения Мироничева, стартап погубили организационные мелочи – самостоятельная разработка вместо готовых решений, отсутствие мобильного приложения, медленная работа первой версии и прочее. Зато за время своего существования сервис успел соединить почти полсотни сердец, а одна пара даже сыграла свадьбу в сентябре 2015 года.
Best.ua
Книгу онлайн-отзывов о банках, магазинах и других организациях запустил в начале 2011 года Данил Тонкопий. Спустя год после запуска проект привлек $70 000 от трех бизнес-ангелов – из России, Украины и США. За тот же срок количество уникальных посетителей сервиса достигло 2000 пользователей в день, однако этого роста оказалось слишком мало.
В 2014 году Тонкопий объявил о продаже Best.ua покупателю, имя которого осталось неизвестным. По словам основателя, перед продажей показатели проекта доходили до 70 000 активных пользователей в месяц, а ежемесячные продажи достигли до $10 000. После сделки сервис исчез из уанета.
Motify.me
Украинский мотивационный сервис, предлагающий пользователям создавать «доски желаний» онлайн, делиться желаемыми целями с друзьями, чтобы поддерживать друг друга и мотивировать себя в достижении целей, просуществовал всего год.
Проект пришлось закрыть из-за постоянных разногласий в команде и недостаточного, по мнению основателей, роста. «В конце апреля месяца у нас было всего 1400+ зарегистрированных пользователей, 7000+ поставленных целей и ежедневный онлайн в районе 300-400 человек. Планировали, что будет гораздо больше», – рассказывал AIN.UA бывший CEO стартапа Богдан Сучик.
Everest
Намного более многообещающим инструментом для достижения целей казалось американское приложение Everest: компания не только подняла около $2,2 млн инвестиций, но и заинтересовала Питера Тиля. У стартапа были контракты с крупнейшими брендами мирового уровня. Однако проект закрыли всего через два года после основания – из-за того, что «операционные расходы перекрывают возможности компании поддерживать базу пользователей».
По словам соосновательницы стартапа Катерины Круг, несмотря на многочисленные успехи, команда допустила слишком много ошибок в разработке. Продукт был очень медленный и полный багов, слишком много всего приходилось делать вручную и бессистемно, а расходы компании были слишком велики. «Мы тратили $90 000 — $105 000 в месяц на протяжении почти всей жизни компании. Мы нанимали новых людей, чтобы приводить в порядок проблемы в процессах и продукте, вместо того, чтобы изменить сам подход», – сетовала Круг.
Endorphin
В октябре 2011 года в Украине появился Endorphin, сервис знакомств в общественном транспорте, на улице и в кафе. Пользователь передавал понравившемуся ему человеку карточку с кодом-ссылкой на свой профиль на endorphin.me и ожидал, выйдет ли тот на контакт. Стартап казался весьма успешным – привлек $250 000 у the Untitled VC, в 2012 году стал финалистом московского TechCrunch, в 2013 — занял третье место в Рейтинге Украинских Стартапов. Однако у основателей не получилось масштабировать проект, и они решили его перезапустить, превратив в сервис для умного поиска экспертов среди контактов первого и второго уровня из разных социальных сетей. Это не спасло проект от закрытия в конце 2014 года.
По словам сооснователя Endorphin Артема Завьялова, сервис был очень сложным технологически, и для его масштабирования понадобились крупные инвестиции, которые привлечь не удалось. Приблизительно в то же время Артем Завьялов и Евгения Лиманская создали обучающий стартап Eggheado, который успешно работает и сегодня.
Eurobox
Украинская компания Eurobox, развивающая сети почтоматов, смогла на старте получить инвестиции в $10 млн. Осенью 2013 года их вложил в сервис основанный незадолго до этого российский венчурный фонд Bull Ventures. Суть сервиса заключалась в том, что заказанный в онлайн-магазине товар доставляли в выбранный покупателем пункт Eurobox и помещали в ячейку, а покупатель затем оплачивал его в терминале почтомата наличными, либо через интернет банковской картой или электронными деньгами. Однако спустя всего несколько месяцев, в том же 2013 году году фонд был заморожен, а о Eurobox с тех пор ничего не слышно.
Новые медиа
Есть на кладбище стартапов отдельный уголок, где покоятся новые медиа. Самый яркий и печальный пример – интернет-издание INSIDER, за три года ставшее одним из влиятельных украинских онлайн-СМИ о политике, экономике и искусстве. Проект закрыли 1 февраля этого года, официально пояснив это так: «Время проекта истекло».
Неудачные медиа-проекты открывали не только в Украине. Последний и крупнейший из них – Mode Media, закрывшийся в середине сентября. Эта компания привлекла $186 млн для создания «медиа новой эпохи», контент для которого производят блогеры. Сначала проект был успешен, объединение большого количества дешевого контента с рекламными сетями дало 400 млн ежемесячной аудитории к 2015 году. Однако компания все же теряла по $5-7 млн. ежегодно. Не спасли ее и инвестиции в $45 млн от Burda Mediа весной 2016 года.
Платформа проиграла рекламным площадкам, запустившим продажи автоматизированной рекламы. А новые идеи не спасли Mode Media от краха. Однако главная причина краха кроется в другом – и компанию в целом, и ее фаундера Самир Арора обвиняют в излишних тратах. Например, последний за счет компании купил два дома в Хэмптоне и Лос-Анджелесе.
Есть и другие провалившиеся медиа-эксперименты. К примеру, первая в мире газета для iPad – The Daily, созданная американской медиакорпорацией News Corp. За два года газета набрала всего 100 тыс. платных подписчиков, и даже сокращение штата не смогло ее спасти.
Социальные сети
Одно из самых дерзких отечественных мечтаний, похороненных в братской могиле – создание украинского Facebook. За один апрель 2014 года таких сервисов открыли пять штук. И если большинство из них теряются среди таких недолгих проектов как Українці, vReale, Pink Planet, Katmary.net, Friendin.net и других, то есть и успешные поначалу проекты. Например, Connect.ua, соцсеть для профессионалов Profeo.com.ua и сеть для «тусовщиков» Tuse.ua.
Несколько стартапов были особенно яркими – например, одна из самых первых украинских соцсетей Friendin.net, которую громко запускали в 2011 году на инвестиции основателя в $1,5 млн. Хотя в планах у создателей была миллионная аудитория, сеть оказалась написана на движке Drupal, имела технические проблемы и не выдерживала гораздо меньших нагрузок.
Или патриотическая соцсеть WE.UA.info, интерфейс которой совмещал в себе элементы «ВКонтакте» и Facebook, и ее конкурент WE.UA. Два проекта долго боролись друг с другом, а затем закрылись – и не без скандала.
Зарубежный пример провала социальной сети, которая начинала более чем успешно – сервис анонимной публикации «секретов» Secret. Сначала сервис завоевал популярность в США благодаря случаям утечек в него информации из крупных IT-компаний и СМИ. А в мае 2014 года его запустили в других странах мира, в том числе в Украине. Secret даже интегрировали с «ВКонтакте», но это не спасло его от закрытия чуть более чем через два года после создания. За это время компания привлекла около $35 млн инвестиций. Пикантность ситуации в том, что оба основателя Secret успели перед закрытием проекта продать часть своих акций на $6 млн – по $3 млн на каждого – и стать миллионерами.
Есть отдельный вид стартапов, который можно встретить неподалеку от кладбища – по всем признакам они похожи на зомби: проекты уже давно должны были закрыться, но все еще существуют. Например, Groupon, Evernote или Theranos. Вот кого уж точно следует опасаться. Но это уже совсем другая история.