Есть такой лайфхак: если хочешь написать что-то плохое, пишешь это, кладешь в ящик и тебе становится легче. Но мой ящик давно переполнен и сломан, поэтому пишу этот длинный пост о том, как платить налоги айтишнику в Украине. Поскольку я юридически и физически недалекий человек, пост будет написан в сказочно-бытовом стиле, чтобы даже свинка Пеппа смогла всосать информацию.
Немного базовой теории:
Царство “айтишник” а.к.а. “тыжкомпьютерщик” очень образное и имеет кучу типов, классов, порядков, семейств, родов, видов. Налоговая система Украины выделяет три категории по доходам:
- айтишники-упрощенцы с доходами до 5 миллионов гривен в год;
- айтишники на общей системе (обычно 5+ миллионов гривен);
- диво-дивное – те, кто получает авторские отчисления как физлицо, и их доход неясен.
Айтишники-упрощенцы бывают четырех групп, разбираться в них нет смысла, айтишников интересует только третья и в 99% случаев они не являются плательщиками НДС. Это значит, что они платят 5% с того, что им капнуло, и еще платят бабушкам суммарно около 3000 грн в год. О том, как и когда, – потом.
Чуваки на общей системе платят 18% с прибыли. Это значит, что если вам пришло $10 000 и вы на $9000 купили арабскую верховую, то 18% вы платите с 10-9=одной тысячи долларов. Конечно не исключено, что к вам придут и спросят – насколько сильно вам нужна лошадь, если вы бекенд-программист. Ну и масштабы сокрытия доходов на общей системе вы можете себе представить. На общую систему можно переходить, получая любую сумму денег и в любой момент.
Последний тип людей – физические лица. Они могут получать что-то, а могут и не получать. Но в конце года они платят 18%. Эти авторские отчисления и отчисления на общей системе, если брать во внимание цифру в 18%, действительно не сильно отличаются. Отличаются они тем, что физлица не могут нанимать себе в штат сотрудников или снимать офис, и у них другая ответственность. Плюс ко всему нужно просить, чтобы по возможности вам в платежках писали, что это авторские отчисления (а часто это морока).
Если вы не поняли того, что написано выше, то скорее всего вы упрощенец. Если у вас большой или средний бизнес – вы на общей системе (зачем вы читаете мою статью?), если вы платите налоги как физлицо, то IT для вас скорее редкое хобби или вы только начали.
Итак, вы решили платить налоги. Первый этап – превращение вашей обычной IT-тушки в субъект бизнеса посредством регистрации. Очень долго в Украине существовал только один способ регистрации – ходить ножками и заполнять ручками 100500 заявлений в еще большем количестве кабинетов. Этот этап в XXI веке воспринимается болезненно, способствует потере мотивации и, конечно, отсеивает огромное количество кандидатов – потенциальных налогоплательщиков.
Но, к счастью, не так давно запустили волонтерский проект в сфере электронного правительства — «Портал iGov». Через него, не выходя из дома и мирно попивая чаек в своих труханах, можно зарегистрироваться и стать гордой аббревиатурой СПД (субъектом предпринимательской деятельности). Это случилось в апреле – мае 2016, над этим работали и правительство, и волонтеры, и Дмитрий Дубилет (можно сказать, лицо iGov) вот в этом посте написал, что уже можно это сделать.
Буквально через пару дней написали, что уже толпа людей прошла через эту процедуру, но мне, чтобы стать СПД, понадобилось около полутора месяцев. Мне приходило около 15 отказов по разным причинам. В основном, я думаю, это было из-за сырости системы, невозможности связаться с кем-то из iGov для уточнений и нечетком описании отказа. Ближе к делу.
Для входа в систему нужно как-то рассказать что вы – это вы. Чтобы отсеять кучу левых людей, оставили два способа входа: через BankID («А-банк», ПриватБанк, «КонкордБанк», «Пивденный», ПУМБ) или через электронно-цифровую подпись. Это аналог вашей обычной подписи, но для компьютера. Наверное, в обычной жизни она вам никогда не была нужна, но есть очень много способов ее получить. Детально тут.
Авторизовавшись, переходим к самому скучному – подаче заявки.
Как видно из инструкций, какие-то сверхзнания вам не нужны. Самое сложное — это выбрать нужные КВЭДы, т.е. типы деятельности, которыми вы будете заниматься как предприниматель. У меня, например, коды 62.01, 58.21, 62.09, 74.10, 58.29.
Их можно найти, если прошерстить вот эту страницу. Дальше нужно сформировать заявки и загрузить их. Очень не помешал бы какой-то мастер заполнения, который я нашел тут.
Данные для заявки придется дублировать вручную. Это может занять у вас от пяти минут, главное — сосредоточиться и продублировать все четко.
В конце регистрации вы подписываете ее электронной подписью (которую не выходя из дома можно сделать в том же «Приват24») и отправляете ее на рассмотрение. В течение нескольких дней вам придет отказ или положительное решение. Еще через пару дней поищите себя тут.
Отдельное спасибо Rostyslav Siryk за то что побывал связующим звеном между мной и iGov.
Из субъективных неприятностей, которых у вас, возможно, не будет:
- мне приходило около 5 отказов без объяснения причин, и я не знал, кому писать и что делать, просто повторно посылал заявку, меняя по очередности пункты. Этот брутфорс дал результаты, когда я понял, что в поле КОРПУС дома надо ставить пробел (а я ставил единичку, которую система не пропускала);
- ничего не дублируется и хотя куча данных совпадает, я все равно вбиваю одно и то же несколько раз. В идеале клево было бы иметь некий мастер заполнения с отправкой через BankID;
- «приватовская» ЭЦП содержит в себе очевидно приватовские данные, а по приватовским данным моя фамилия, имя и все остальные данные были забиты на русском. Я даже вышел из дома, чтобы изменить их, но это на удивление невозможно сделать ни онлайн, ни в отделениях. Например, если хочешь изменить свой адрес, то ты должен не написать его вручную, а выбрать из списка, а в списке все на русском. Не исключаю, что это могло сыграть роль в паре отказов, но надеюсь все же, что ЭЦП нужна только для аутентификации и никак не влияет на заявки;
- мне позвонили из налоговой и внезапно сказали, что у меня не то отчество. Специфика кавказских отчеств, на украинский манер, я уже попривык за жизнь к этой фигне, но тут проблема была удивительная. Отчество в местной базе данных было одно, а в киевской общей — другое. Причем тут я и как такое могло произойти — неясно, но это вызвало неделю задержек и еще замену ИНН на вариант с новым отчеством. Ну и выход из дома, и даже поездка в налоговую (те пункты, которых я пытался избежать).
Из плюсов:
- все равно удобнее;
- все равно быстрее;
- все равно можно сделать дома вдумчивее.
Итак, к данному этапу вы должны были уже стать упрощенцем и заплатить 0 гривен за все вот это. Времени у вас должно было уйти от недели до 3 месяцев.
Перейдем к айтишной стороне вопроса.
Всем нам приходят деньги из-за рубежа. Это называется Внешняя Экономическая Деятельность (ВЭД). И все эти деньги идут через банк. На этом этапе вы узнаете, что налоговая — совершенно не страшный орган. Самый страшный для нас — это банк. Дело в том, что деньги получать вы будете через банк, а пропускает их валютный контроль. И вот валютный контроль, а не налоговую, нужно убеждать в том, что все легально.
Банков у нас много, но адекватных очевидно мало. Перед тем как выбрать нужный мне, я прошелся по крупным банкам и поговорил с менеджерами по поводу ведения ВЭД. Все они довольно сильно разочаровали меня. Поэтому пришлось еще поговорить со всеми линиями поддержки ВЭД и узнать специфику работы с клиентами. Думается, в этом вопросе важней ориентироваться именно на адекватность работы с денежными поступлениями, чем на проценты по депозитам и выгодные новые предложения, но, конечно, пока не выберешь — не узнаешь. Подсказки по выбору: у 80% банков нет или платные онлайн-кабинеты, нет адекватных приложений и они не знают простых терминов ВЭДа. Наверное, еще подробней остановлюсь на этом.
У каждого айтишника своя специфика работы, в этом посте оговорю только свою, если кто-то каким-то чудом дочитает и захочет в комментариях поделиться тем, как он работает, я дополню пост.
Я – разработчик игр. На деле у меня бывает 2 типа контрактов – “на заказ” или публичная оферта. «На заказ» — это очевидный тип контракта: тебе дают деньги, а ты даешь продукт. Или же ты даешь продукт и тебе за него дают деньги.
Как это выглядит, когда ты получаешь нелегально: ты даешь спонсору номер карты, тебе переводят деньги – все.
Как это выглядело, когда получаешь деньги легально в плохом банке (до отмены мокрых печатей): ты даешь спонсору номер карты, тебе переводят деньги, они замораживаются на счету и валютный контроль просит контракт, ты просишь спонсора сварганить контракт, он посылает его тебе, в банке говорят, что контракт нужен с мокрой печатью, спонсор прозревает от слов «печать» и «мокрая», т.к. не знает такого, где-то все же находит печать и шлет факс, тебе говорят, что факсом не считается, спонсор шлет письмом, банк говорит “ну вот теперь отлично, еще нужен перевод на украинский и тоже печать”, ты переводишь и посылаешь спонсору, он подписывает, хотя не понимает ни слова, и ставит печать, тебе говорят “перевод-то нотариально не заверен, нужен другой”, ты платишь за нотариально заверенный перевод, хотя термины переводят дерьмово, спонсор подписывает и этот контракт и ставит печать, ПЕРЕМОГА!
И это самый простой тип контракта на заказ, но просто плохой банк. Деньги размораживают через месяц после поступления и ты теряешь: за пересылку, за перевод и еще теряешь спонсора (ну а кому нужен такой проблемный фрилансер?).
После смены банка на другой (не буду рекламировать) – у меня все в порядке, процедура очень сильно упростилась. Но чтобы все было вообще вообще просто (даешь спонсору номер карты, тебе переводят деньги, ты отдаешь акт работ в банк и ВСЕ), нам важно поддержать проект «Підтримай український фріланс: законопроект #4496», который будут рассматривать уже во втором чтении в ноябре. Это просто “проект-мечта” айтишника, его активно пиарят Max Nefyodov, Jaanika Merilo и Филипп Духлий, а айтишники почему-то молчат. Молитесь на проект днем и ночью, подписывайтесь на страницу, активно пишите везде и это будет лучше, чем ждать у моря погоды.
Расскажу еще для информации как айтишники сейчас избегают этого безумия с банками:
Способ 1: регистрируют карту Payoneer. Она не проходит как “счет в иностранном банке” и поэтому это серый легальный способ открыть счет в США, не открывая счет. Деньги на нее поступают без проблем и очень быстро. Снимают их в банкоматах, где деньги автоматически конвертируются в местную валюту, ну и про остальное вы можете узнать, просто нагуглив одну из миллиона статей об этом.
Способ 2: регистрируют оффшор. И это серьезно, это делают, чтобы не было возни с бумагами. Спонсор отправляет деньги вначале на оффшорный счет, а человек себе переводит сюда на обычный и заключает контракты сам с собой. И причем это не хитрость, как первый способ, не какой-то лайфхак, а реальная вынужденная мера. Чтобы платить налоги В УКРАИНЕ и к нему не придирались с кучей бумаг, айтишник теряет очень существенный процент прибыли, но все-таки убеждает страну взять его кровные деньги.
«Підтримай український фріланс: законопроект #4496» может снести эту границу, так что еще раз прошу и для себя, и для тех, кто еще в тени – проследите, пожалуйста, за судьбой проекта.
Теперь расскажу о второй важной вещи, о которой спрашивал менеджеров в банке, а они не знали: договор публичной оферты. Это такая фигня как “соглашение пользователя”, которую все пролистывают. Это триллионостраничный контракт, который вы заключаете с Apple, Google Play, стоками и всякими Upwork’ами, когда соглашаетесь с их условиями. Этого контракта должно хватить для легализации вашей выручки, но некоторые банки могут потребовать контракта с мокрой печатью от самого Стива Джобса и никакие убеждения не помогут. Самый простой способ это обойти – выбирать нормальный банк.
Итак, к этому этапу, если вы решили действовать как по инструкции, вы уже должны были стать упрощенцем с банковским счетом и полной уверенностью, что эта статья никем не проплачена (ведь я не прорекламировал ни один банк).
Что дальше, столько же мороки? И да, и нет. Есть чудесный сайт Taxer, посредством которого вы сможете удаленно и быстро сдавать декларации о доходах, оплачивать все, что нужно, вам напомнят когда и за что вы должны заплатить, а еще и сформируют все нужны счета и документы. На сайте есть бесплатная юридическая консультация, ответы на кучу вопросов и он облегчил мне жизнь примерно на 93%. У них есть календарь отчетности и все, что нужно для счастья. Чтобы подружиться с ним, вам нужно получить ЭЦП предприятия (бесплатно и быстро) и оплатить премиум 450 грн за годовое пользование услугами. По ощущениям, это однозначно того стоит.
В чем тогда дальнейшая морока?
- Нужно вести допотопную книгу доходов, в которую нужно записывать, причем правильно, каждый свой доход, продажу валюты и когда вы приняли душ. Электронную версию в теории можно вести, но на практике – нет. Так же каждая ошибка, неточность и закорючка в ней наказывается мелкими штрафами, и эта книга заслуженно получает звание занозы номер два.
- Существуют какие-то офигительно сложные способы подсчета всего. Не смотря на то, что у “Таксера” есть калькулятор, это все равно какие-то пятиэтажные правила, загадки и квесты. Для примера привожу, что будет с вами, если вы заплатили не ту сумму:
Иногда нужно выходить на улицу. Например, существует документ о двойном налогообложении между разными странами. Он позволяет избежать того, чтобы вы платили налоги и в стране заказчика и у себя дома, а заплатили только у себя. С разными странами у нас разные договоренности, например, если заказчик из США, нужно заплатить 10% (заказчику), если из Франции — тоже 10%, а если, скажем, из Голландии – то 0%. Это грустно и болезненно (особенно учитывая, что для РФ все эти проценты равны нулю), но этого можно избежать, если в налоговой взять справку о том, что вы платите тут доходы. Описываю недавний опыт в налоговой:
- приезжаешь в место, где в радиусе 1 км выжженая земля и нет даже киоска с водой;
- информатор тебе говорит, что нужно заполнить лист А4, но у них нет;
- идешь 1 км до ближайшего ксерокса, пережидаешь перерыв и берешь А4;
- тебе говорят “на пятом стенде есть пример”, а не дают пример;
- ты заходишь в комнату, оформленную в стиле маньяков: куча бумажек и стендов, все как-то странно отсортировано;
- находишь, заполняешь, тебе говорят, что через неделю можно забрать в другом конце города, если правильно, а пока бежишь в окошко номер 3 в соседнем зале, чтобы сдать;
- тот, кому сдаешь, не проверит на ошибки, потому что “я только принимаю и оставляю заявки”.
И так до бесконечности вы можете бегать между окошками и собирать амулеты, как Джеки Чан в мультике. Отчасти это проблема: потому что существует не один компетентный госслужащий, а маленькая кучка, которая только вместе, как трансформеры, может собраться в госслужащего.
Там же я хотел узнать, не задолжал ли я чего. Женщина в окошка очень возмутилась и спросила: “У тебя что компьютера нет?”, хотя я был единственным человеком у окошка и в комнате вообще. Потом она долго причитала, что “сколько эти ФОПы могут задалбывать”, потом компьютер завис, и через полчаса я вышел поседевшим как после пыток, но зато узнал, что я все-таки заплатил налог в бюджет, и эти прекрасные люди смогут и дальше работать в этом месте за этот налог.
Кстати, не далее, как позавчера, в Taxer стало возможным проверить, не задолжали ли вы чего (но поздно для меня).
Немного о предполагаемом будущем. Насколько я знаю, упрощенную систему собираются постепенно прикрыть и сделать всем 18%. Почему так? Чтобы уйти от налогов, большие фирмы превращаются в кучу-кучу маленьких фирм на упрощенке. Поэтому каждый второй айтишник в стране, который сидит на зарплате, – это упрощенец, каждый второй кассир – упрощенец и каждый второй грузчик — тоже упрощенец. Если вам дают чек и там написано «ФОП Иваненко Иван Иванович» – это значит, что, скорее всего, это не директора заведения посадили за кассу, а вы стали свидетелем такой вот схемы работы бизнеса. Таким странным способом скорее всего (но не точно) собираются изменить этот расклад.
Чтобы начать заканчивать свою плачевную статью, опишу, сколько такой человек, как я, в конечном итоге получает сейчас.
Предположим, я придумал, накодил и выложил игру за $1 в Apple Store, а ее купили 1000 человек. С $1000:
- 30% забирает Apple (остается $700);
- половину от остатка забирает паблишер (остается $350);
- половину от остатка забирает партнер-художник (остается $175);
- налоги – около 5% (если без двойного налогообложения), конвертация в гривну всей валюты, перевод со счета на карту и все это – примерно еще 8-10%.
В итоге с $1000 остается около $150, если идея игры и код полностью ваши. В зависимости от того, есть ли партнер, паблишер и платная ли игра, можно дойти до того, что с $1000 вам будет доходить 60%, что очень неплохо, но вам, конечно, придется быть паблишером и партнером.
Предрекая вопрос про конвертацию валюты: если вам приходит валюта, то ее вы валютой не увидите. Это значит, что 65% продается автоматически в день поступления, а 35% можно продать в течение 180 дней.
Те, кто дочитал до конца и не умер, – мои поздравления, вы ознакомились с миром легального айтишника. Платить налоги или скрываться — это конечно же выбор каждого (хотя во втором случае вас ждет ответственность), но платить налоги — это нормальная практика в любой стране. И, конечно же, я не из тех, кто мечтал потратить свое время на то, чтобы разобраться в этом, а не совершенствоваться в своем деле или на что угодно еще, но все же я НЕ жалею, что сейчас я налогоплательщик.
Самое обидное, что не только друзья и знакомые отговаривают от уплаты налогов, но и сама страна максимально препятствует и прямо-таки просит не платить ей деньги. Есть еще куча вещей, которые можно сделать в миллион раз лучше, надеюсь, из этой статьи понятно, какие именно. Если есть какие-то вопросы и предложения – пишите. Если хотите отблагодарить – мне ничего не нужно (ну разве что при регистрации в “Таксере” воспользуйтесь моей реферальной ссылкой). Надеюсь после этой заметки не возникнет дискуссии “ПЛАТИТЬ НАЛОГИ ТУПО – НЕ НУЖНО ЭТОГО ДЕЛАТЬ”, а появятся предложения и советы, как усовершенствовать эту простую систему.
Автор: Георгий Заркуа, игровой разработчик