Говорят, в США молодежь не пользуется Facebook – она сидит в Snapchat. Каждый из вас хотя бы раз видел фотографию девушки с наложенными на лицо собачьими ушками и носиком. А на Хэлоуин весь интернет наполнился селфи, обработанные под вампиров и зомби с помощью специальных приложений вроде Snapchat и Msqrd. Кто бы мог подумать, что технология, на которую украинский стартап Looksery собрал всего $46 000 на Kickstarter, станет законодателем моды в 2016 году. По мнению влиятельного журналиста Алексиса Мадригала, глупые “догфэйсы” в интернете – не просто модная тенденция, это наше будущее. Свои аргументы он изложил в колонке на Fusion.

Итак, корпорация Snap собирается сделать следующий величайший выход на IPO в истории. Поговаривают, что компания, ранее известная как Snapchat, привлечет $4 млрд на открытых рынках при оценке $25-35 млрд.

За последние несколько лет Snap Inc. прошла тернистый путь от шуточек про секстинг (переписки с откровенным контентом) до того, что основатель Stratechery Бэн Томпсон называет “самой конкурентной компанией в IT на сегодняшний день”. И чем по-вашему занимается самая конкурентная IT-компания? Исходя из последнего ребрендинга, Snap Inc. – это “фотографическая компания”.

Странно такое слышать от компании, которая разрабатывает мессенджер. Логичнее было бы сказать, что это сервис для коммуникаций, не правда ли? Или видеоплатформа. Ну или медийный гигант. Прошлой осенью директор Snap по стратегии Имран Кхан заявил Fast Company: “У нас два основных бизнеса. Один – это коммуникации, а другой – развлечения”. Но слова Кхана совсем не перекликаются с новым девизом Snap, озвученным основателем и СЕО Эваном Шпигелем, который заявил, что строит фотографическую компанию. С чего тогда было такое говорить?

В старые добрые времена социальных сетей все хотели “социальный граф”. Сегодня, когда молодые люди преимущественно общаются посредством картинок, в основном с изображением самих себя, именно из картинок состоит этот социальный граф.

Тот, кто производит камеры, на которые люди снимают свои картинки, в итоге завладевает сообщениями, которые сами становятся картинками. А тот, кто владеет сообщениями, владеет сетью. И, если нас чему и научил Facebook, кто владеет сетью – тот владеет миром.

Так что в эру, когда все вокруг свихнулись на фотографировании всего и везде, очень даже логично быть фотографической компанией. А что самое важное в любой камере? Линзы! Следовательно, самой главной частью фотографической компании Snap Inc. является технология Snapchat Lenses, которая волшебным образом преобразует и смешивает изображение вашего лица с цифровыми компонентами.

Когда год назад Snapchat представил Lenses, они выглядели как забавные мультяшные шляпы, которые давно появились в Google Hangouts. И да, некоторые линзы просто накладывают усы на ваше фото. Но соль заключается в видео, которое обрабатывается в реальном времени, и не важно, накладываются на него какие-то мультики или нет. Эта технология выравнивает кожу. Делает глаза больше и ярче. Она делает вас красивее. Или похожим на козла или костер, или щеночка.

Подумайте об исходных данных, которые были у Snapchat: подростки фотографировали себя и пересылали эти красноречивые фото вместо текстовых сообщений. Если люди общаются картинками, нужно, чтобы эти картинки могли выражать полный спектр человеческих эмоций. Иногда вы хотите чистую кожу, а иногда – оленьи рога. Lenses позволяют нам запечатлеть себя такими, какими мы хотим себя показать, а не какими нас видит камера на самом деле.

Вот и ответ на вопрос, почему камера Snapchat доминирует среди подростков: она воспринимается как устройство, которое захватывает и обрабатывает изображения с целью дальнейшей передачи внутри социальной сети. И она готова на все, чтобы сделать этот процесс веселее, интереснее и еще более вовлекающим.

С самого начала Snapchat удивительным образом выбрасывал утверждения и предположения про технологии, истинный смысл которых мы даже не осознавали. Когда Стив Джобс говорил, что Apple будет делать персональные компьютеры, он не имел ввиду, что установит на то время довольно громоздкие ЭВМ в каждом гараже. Так же когда Эван Шпигель называет Snap Inc. фотографической компанией, он не имеет ввиду “лейку” в каждой руке.

Как отметил Бэн Эванс из Andreessen Horowitz, датчик изображения на умном телефоне неизбежно ведет к невообразимым трансформациям в мире. “Вместо того, чтобы думать о “цифровой камере”, я бы предложил сосредоточиться на датчике изображения как новой методе ввода, вроде мультач-экранов, – пишет Эванс. – Это не только на новые типы контента, но и новые модели взаимодействия”.

Быть фотографической компанией в эту новую эпоху означает помогать человеку, который снимает на камеру, менять на свой вкус реальность, которую видит его камера.

Мы больше не перебрасываемся просто чистыми фотками. Моменты, которые мы снимаем, больше не должны отображать сугубо то, что происходило. Мы наводим на что-то камеру, а потом редактируем снимок, пока он не будет соответствовать нашему текущему настроение или восприятию.

Задумайтесь, большинство наших фотографий вообще не похожи на то, что мы видели своими глазами. С одной стороны, наши глаза – это удивительный инструмент, который умеет то, что не под силу ни одной камере в мире. Но при этом мы можем настроить ISO на дорогой камере и снимать в темноте. Или в слоу-мо. Или зациклить. Или пропустить через целую пачку мощных приложений с фильтрами вроде Instagram. Черт, да фотографии рождения звезд, сделанные с помощью космического телескопа Хаббла – это больше результат обработки, поскольку изначально они представляют собой наборы захваченных им данных.

Давайте посмотрим на возможности обработки в Snapchat. Львиную их долю компания приобрела благодаря покупке украинской технологии Looksery, по слухам за $150 млн. Некоторые фильтры постоянные. Некоторые появляются и исчезают. Некоторые рекламные. Каждый день на выбор пользователя представлено от 15 до 20 фильтров. Именно они являются главной фишкой приложения. Как сказал мне Бэн Томпсон: “Из-за фильтров ты возвращаешься каждый день, потому что каждый день они разные. Просто ради активизации ежедневного пользования. Блестяще”.

Фильтры также, безусловно, являют собой большой успех для дополненной реальности, на которую сегодня делает ставки буквально каждая крупная IT или венчурная компания. Зарегистрироваться в приложении стоит хотя бы ради того, чтобы увидеть подход Snapchat к AR и оценить ее свежий взгляд на старую проблему.

В далеких 90-х люди думали, что дополненная реальность, важный технологический феномен, будет представлять из себя мультяшки, которые бегают вокруг вас и проецируются через очки – а когда-нибудь и через контактные линзы – прямо в глаза.

Все сразу поняли, что Pokemon Go – это дополненная реальность. Потому что, ну вы понимаете, там же Пикачу прыгал по тротуару.

Pokemon Go – это образцовая AR, полностью узнаваемая для техногиков 1998 года. В статье Wired от 1998 года суть дополненной реальности описали так: “Возможность аннотировать пространство вокруг себя – накладывать картинки, граффити, музыку и прочие виды вспомогательных агентов поверх него – называется дополненной реальностью”.

Во-первых, наложение. Дополненная реальность по идее должна была стать верхним слоем основного мира. Представьте себе слои в Photoshop, наложенные друг на друга. AR не редактировала бы мир, а просто водрузилась бы поверх него. На то были технические причины. Если бы вы попытались представить себе этот процесс на Intel486 или процессоре Pentium (в 1998 это было что-то), то сама идея редактирования видео в реальном времени показалась бы вам нелепой. Так что мы получили наложение.

Во-вторых, аннотации пространства вокруг. Вы бы дополняли мир перед глазами: улицы, комнаты, пейзажи. Не собственные автопортреты. Не селфи.

Через год журналист Стив Силберман поехал с визитом в Nokia для Wired и привез домой видение одного из их крутейшего изобретателя Ханну Найминена, который тогда возглавлял лабораторию по технологиям визуальных коммуникаций в Nokia. “На платформе железнодорожного вокзала, строка текста, которую вы видите через ваши очки данных, информирует вас о том, что поезд задерживается на 10 минут”, – писал он. (Они называли ее очками данных!)

Конечно, там были бы и игры, а что еще важнее, “протезы памяти”: “Дважды кликаете по имени, которое балансирует над головой парня, который выглядит знакомо, и вспоминаете, что у вас с ним был отвратительно скучный разговор на TED в прошлом году”.

Если все это суммировать, то у вас получится идея дополненной реальности, какой она была 17-18 лет назад: высокоутилитарный пользовательский интерфейс, наложенный на “пространство вокруг вас” через “очки данных”. А сегодня оказывается, что дополненная реальность и близко не такая.

Дополненная реальность в том виде, в котором ее используют живые люди, меняет то, как ваше лицо выглядит на селфи. И никакой наложенной графики – это редактирование непосредственно “основного” слоя по вашей воле, которое камера захватила из реальности.

Конечно, Snapchat – не единственная компания, которая умеет это делать. Это отлично получается также у корейского приложения Snow. Как и у еще парочки корейских приложений, в том числе B612 и Camera 360. В Корее для обозначения селфи есть другое слово, которое, как по мне, бьет прямо в яблочко: selca – self+camera.

Если спроецировать наш мир в ближайшее будущее, то корейское слово selca вполне могло бы описывать каждого из нас в онлайне. Личности и камеры были бы признаны неразделимыми и “то как мы выглядим” – куда более пластиковым.

Может вас это пугает, но эй: “Все самоконструирование повествовательно, это все импровизация”, – писала Рэйчел Сим в окончательную защиту селфи. “Фильтры не обязательно заслоняют факты. Они могут работать как сторителлеры, драматическое освещение в вашем личном театре”.

Такая самоповествовательная правда постмодернизма стала реальностью благодаря технологиям. Чтобы “просто быть собой” уже недостаточно просто стоять без прикрас в лучах прожекторов – теперь нужно нацепить на себя собачьи уши и идеальную кожу в одном сообщении, пылающий огненный шар в другом, рекламные разноцветные волосы в третьем и так далее и так далее.