Sillyконовая долина по-украински: создатели приложения Giver не поделили права на проект
В июле 2016 года в уанете запустилась бета-версия приложения Giver, которое обещало бесплатные напитки завсегдатаям баров за селфи. Его создателем выступила стартап-фабрика Tseh 2.0 во главе с Денисом Грецким, а идейным вдохновителем — учредитель первого в Киеве check-in бара Лев Филимонов. Оба фаундера на то время были друзьями, а теперь злейшие враги. Филимонов обвинил Грецкого в том, что тот отобрал у него проект, в свою очередь Грецкий обвинил Филимонова в нарушении авторских прав и саботаже работы проекта. AIN.UA попытался докопаться до сути конфликта.
Напомним, с помощью Giver, пользователь может получить бесплатный коктейль/пончик/что угодно за селфи в ближайшем заведении. Работает это так: на карте в Giver пользователь в виде списка видит все предложения из заведений поблизости. Придя в бар, он делает селфи, публикует его в Facebook, в ответ получает код, который показывает бармену. В свою очередь бармен в похожем приложении для партнеров видит результат работы клиента, и если все сделано правильно, выдает ему подарок. В партнерском приложении можно также вести учет всех бесплатных напитков и видеть все клиентские селфи.
Бизнес-модель Giver состоит в том, чтобы привлечь как можно больше спонсоров — например, производителей алкогольных напитков — которые часто проводят промоакции в заведениях. Для них это очень хорошая органическая реклама, так как в Giver все селфи маркируются логотипами спонсора.
Пилотную версию Giver тестировали в заведениях Филимонова — Boom Boom Room и L8 — летом текущего года. Партнерами были алкогольные бренды Bacardi, Jameson, Jagermeister, El Jimador, которые предоставляли выпивку за промо в Giver — привлекал их Филимонов.
Позиция Льва Филимонова
Сегодня в редакцию поступило письмо от Льва Филимонова с просьбой опубликовать пост, который ранее удалила администрация Facebook в связи с жалобой на клевету. Ниже текст поста целиком:
В письме Филимонов также кратко изложил свое видение конфликта: «Суть в том, что на тот момент, не имея финансовой возможности оплатить разработку и продвижение идеи своего мобильного приложения, я согласился на предложении Дениса Грецкого (владельца Tseh 2.0). Предложение заключалось в том, что за 75% доли он находит деньги на разработку и продвижение. Что подтверждает приложенная к письмо расписка Дениса и огромное количество писем.

Расписка, которую предоставил Филимонов
После того как стартап стал успешным и начал работать с международными брендами (Jameson, Bacardi, Jagermeister, Redbull и т.д.), меня оттуда выкинули. Сразу после этого все бренды отказались работать с приложением Giver, а я сделал собственное приложение CHCK-N.
Завтра Денис будет выступать на Web Summit в Лисабоне, презентуя переданное мною ему на разработку приложение как свое. И естественно, меня уже нет в списке фаундеров».
По словам Филимонова, Грецкий удалил его из рабочего чата еще летом, а недавно заблокировал в Facebook, чтобы Лев не смог с ним связаться. В комментарии AIN.UA Филимонов рассказал, по каким причинам, по его мнению, Грецкий решил саботировать его участие в проекте.
«Денис — опытный жулик. Он привлекает инвестиции западных фондов в стартапы. Когда я подписал контракты с крупными международными алкогольными брендами, он получил зеленый свет на привлечение инвесторов.
Если у приложения есть такие монстры в партнерах, значит оно выстрелило — его эффективность подтвердили компании, годовой оборот которых составляет, по-моему, $48 млрд. 10% из этого оборота они тратят на маркетинг (больше $4 млрд). Это приложение на сегодня — очень эффективный инструмент для продвижения алкогольных брендов в социальных сетях, так что речь идет об огромных деньгах.
Как только я получил эти контракты, Денис сразу продал долю инвестиционному фонду, ничего мне не говоря, и размыв мою долю. Это сильно меня возмутило, я сказал, что не буду работать с ним в таком формате, пока не получу назад свои 5%», — рассказал Филимонов.
После того, как Грецкий отказался вернуть долю, Филимонов заблокировал работу Giver в своих клубах и попросил бренды, с которыми ранее договорился сотрудничать, не работать с Giver, а дождаться, пока Филимонов сделает собственное приложение. «С завтрашнего дня начинаем работать — стартует первая акция с RedBull», — добавил он.
Позиция Дениса Грецкого
По словам Дениса Грецкого, Филимонов все еще остается в составе учредителей и может влиять на принятия решений в стартапе. Грецкий также изложил AIN.UA свой взгляд на кофликт.
«В прошлом году Лев поделился со мной идеей приложения — идея была нестройная, он до конца не понимал концепцию. Я предложил попробовать что-то из этого собрать. Денег он вкладывать не хотел, и я привлек сторонних инвесторов, собрал команду и мы принялись за работу. Лев же почти не участвовал в процессе, а только появлялся в офисе максимум раз в месяц и делал какие-то комментарии, просил что-то переделать… Но основную работу делали мы», — рассказал Грецкий.
Пилотную версию тестировали в заведениях Филимонова на реальных акциях, и после каждого мероприятия команда составляла отчеты для партнеров. По словам Грецкого, Филимонов просил приукрасить слабые результаты Giver, но команда отказалась. «Во-первых, мы не хотели никого обманывать, а во-вторых, любые данные очень важны, ведь благодаря им можно потом улучшить приложение. Оказалось, партнерам он говорил одно, а нам — другое», — рассказал Грецкий.
Злонамеренное размытие доли Филимонова Грецкий не подтвердил. «Когда закончились деньги, мы объявили новый раунд и привлекли его от тех же инвесторов. При этом доли всех фаундеров размылись одинаково — у Льва размылись 5%, у меня тоже 5% и у третьего учредителя 10%. Это нормальный процесс в венчурном инвестировании. Но Филимонов по-видимому не понимал, как это работает. Он возмутился и стал требовать денег», — рассказал он.
«Мое мнение такое: когда у человека есть идея без формы — это одно. Когда команда берет эту идею, воплощает ее, вкладывая свои мысли, деньги и время, и человек видит, что она может жить, но у него не 100% прав на нее, а только 25% — ему становится обидно.
Нормальный человек поймет, что лучше иметь 25% в проекте на миллион, чем 100% в проекте на $100 000. Но этот человек жадный, и не понимает, как все работает. Подобных людей в проекты лучше не пускать. Они его погубят.
Они хотят денег на себя, на существование, на ремонт квартиры. Хорошо что наш конфликт случился на ранней стадии развития и мы не успели дать ему контроль над средствами компании», — считает Грецкий.
По его словам, Филимонову предлагали должность бренд-менеджера в компании. «Я попросил его создать план развития проекта. А потом он прислал нам контракт, в котором было написано, что он чуть ли не безраздельный владелец — альфа и омега — всего проекта. Что ему принадлежат все права, код, логика. Но все делали мы, соответственно, все права на продукт у нас», — заявил Грецкий.
Тогда Филимонов прислал к Грецкому адвоката и пообещал его засудить. «Он также стал блокировать работу Giver — разослал всем партнерам письма о том, что судится с нами и чтобы они с нами не работали», — рассказал Гурцкий. Позже он узнал, что Филимонов делает CHCK-N. «Он работал над собственным продуктом, не согласовав это с нами. Нанял человека, который сделал обратный инжиниринг последнего SDK, который мы ему скинули. Фактически, часть этого приложения принадлежит нам, потому что все патенты на концепцию и продукт у нас есть. Мы можем предъявить на него свои права, но не будем этого делать. Мы готовы к нормальной конкуренции», — заявил Грецкий.
По его словам, команда планировала оставить за Филимоновым его долю и нанять вместо него человека в совет директоров выкупить его долю, но Лев перестал выходить на связь.
Что будет с Giver
По словам Грецкого, компания Giver зарегистрирована в офшоре, где нет налога на прибыль, и в регистрации четко прописана доля Филимонова, равно как и других акционеров. Права на все разработки до сих пор у физлиц (программистов), которые еще не успели передать права заказчику. Пока Giver не приносит никакого дохода — приложение бесплатное для всех. Монетизацию команда планирует запускать в марте.
Общий размер инвестиций, вложенных в Giver, составляет $160 000: $30 000 первый транш и $130 000 — второй. Сейчас, по словам Грецкого, стартап готовится к следующему раунду инвестиций на сумму чуть менее миллиона долларов. И если ситуация будет продолжать накаляться, долю Филимонова могут полностью размыть и выгнать из проекта. «В венчурной бизнесе есть такая практика относительно непорядочных фаундеров», — пояснил Грецкий.
А пока никаких действий против Филимонова, помимо жалоб на клевету в Facebook, команда и инвесторы предпринимать не планируют. «Мы решили, что будем заниматься продуктом и не обращать на него внимания. Но если он не успокоится, мы готовы принимать меры», — говорит глава Tseh 2.0.
В свою очередь Филимонов не планирует отстаивать свои права на Giver. «Не вижу целесообразности. Это дополнительные затраты, нервы и так далее. Бороться за долю в приложении, которое уже меня не интересует, я не хочу. Денис сам себя перехитрил — думал, что Giver может работать без меня, но не получилось, — заявил Филимонов. — Я приберегу эту возможность (обратиться в суд — ред.) на случай, если Денис привлечет очень большие инвестиции и попытается всерьез со мной конкурировать».
Комментарии | 19
Меня удивил только устрашающий объем инвестиций.
На что они деньги тратили, если учесть, что программка примитивнейшая.
Еще ничего не заработали, а уже ругаются.
С каких пор $ 160k — «устрашающий объем»? Вы же понимаете что большую часть денег рейзят далеко не на разработку? Соответственно и функционал приложения никак не связан с к-вом инвестиций
Вот я и об этом тоже подумал, что подавляющая часть денег ушла неведома куда.
Но только не на разработку приложения.
Александр,
1. Инвестиции тратятся не только на разработку.
Они тратятся на конференции, выставки, на которых учавствует Giver, все подкреплено документами и цифрами. Для примера, участие в алкогольной выставке MICS Monaco стоит 16000 евро, это так, для сравнения.
2. Никто не говорил что инвестиции закончились, то есть деньги не потрачены. Новый раунд привлекается для запуска полноценной PR-кампании и масштабирования на новые рынки.
Надеюсь, я разъяснил Вам что, куда и почем)
половина девелоперов этой конторы питается шаурмой, хз куда идут инвестиции)))
как будто что-то плохое
Чет логотип очень похож на Grammarly. только бы не засудили))
Безчисленное множество логотипов похожи друг на друга. Вы ещё забыли сказать, что буква «G» в логотипе Giver похожа на букву «G» в логотипе Google.
Укр долина настолько грустная, что пишут про внутренние срачи каких-то неизвестных приложений.
Ничего не будет, фейсбук и твиттер пару лет назад запретили инцентивизацию пользователей. Там целая пачка стартапов покруче пала смертью храбрых. Чуваки делят от мертвого осла уши.
Что такое инцентивизацию ?
Это когда вы просите сделать пользователя какое-то социальное действие за вознаграждение
Как операционный директор Giver, хочу сказать свои пару слов. С цитатами.
«Суть в том, что на тот момент, не имея финансовой возможности оплатить разработку и продвижение идеи своего мобильного приложения, я согласился…» — Лев
Перефразирую. Не имя ни денег, ни возможностей, Лев поделился идеей выдавать юзерам подарки за фото в Инстаграм. На этом участие Льва в создании приложении закончилась.
Команда Giver, под руководством Дениса и меня создала с нуля бизнес-процесс, UI/UX, написала код, выпустила приложение к тому моменту, как Лев нашел первого спонсора.
Денису удалось привлечь раунд, на что в ответ получили только «Где моя доля?». Корректно объяснив человеку принципы венчурного инвестирования, мы попросили Льва выполнять свою часть работы, а именно — привлечение спонсоров. Лев запросил заработную плату в 5000 евро в месяц, за что, опять таки, корректно был послан и исключен из руководства проектом советом директоров, при этом оставаясь совладельцем проекта.
«Когда я подписал контракты с крупными международными алкогольными брендами» — Лев
Лев не подписал ни одного контракта, ни с одним спонсором. Если может доказать обраное — пусть покажет хоть один контракт.
Могу дальше продолжать бесконечно, но в этом нет смысла, так как в словах Льва правда только в том, что идея была его, за что он и получил свою часть и возможность развивать приложение, с которой не справился.
Увидев, что создать свой продукт нормально не получается, Лев начал лить ведра дерьма в сторону Giver. Ну-ну 😉
Завтра The Gurdian напишет об этом, «тут такая заворуха в Киеве, пошел он нах…й этот Трамп» — подумал редактор, потом фото месяца — это фото расписки, потом дебаты в Нью Йорке, кто за Эмельянова — в синих кепках, кто за Грецкого — в красных, через два года фильм на реальных событиях «Переполох стартаперов in the Kyiv»…
какето e***it началось
Крутое АвтоШоу Hot Wheels. Италия. 1 часть, такого не кто не видел, просто круто, смотреть по ссылке: https://youtu.be/C9sEWrboEXA
«Рядом с тобой пока нет предложений». В чем кипишь? Кто-то что-то недоговаривает?)
Прикололо — «Филимонову предлагали должность бренд-менеджера в компании»
Т.е. человек обратился к программистам для того чтобы они описали его идею в кодах (приложении). Приложение сделали и предложили идти к ним работать менеджером ( или идти… ). Так что же первично курица или яйцо? Классическое «Восстания яиц» 😉
AIN давайте статтю, про те як два студента не поділили аклікуху Hello World. Інтрігі, скандали, раслєдованія )))