Все три крупных украинских мобильных оператора отчитались об итогах деятельности в третьем квартале 2016 года. На повестке дня – инвестиции и развертывание сети, рост абонентов мобильного интернета и доходов с них, рост трафика в сетях и изменения структуры потребления. Редакция AIN.UA решила сравнить отчеты операторов.
Абоненты, покрытие, услуги
Оба крупнейших оператора Украины стали еще больше – Киевстар вырос на 2%, Vodafone – на 2,7% (то есть примерно по 500 000 абонентов каждый). База абонентов lifecell в то же время просела на 10,2%, то есть примерно на миллион пользователей.
У всех трех операторов растет количество пользователей мобильного интернета. Надо полагать, что все или большинство новых подключений – в 3G-сети. К сожалению, операторы приводят разные данные об интернет-пользователях, которые нельзя привести к единому знаменателю в одном графике. Так, у «Киевстара» 10,6 млн клиентов подключены к мобильному интернету. Vodafone уточняет, что в их сетях 9,1 млн уже в интернете, из них в 3G – 7 млн. Vodafone отмечает, что в их сети растет количество тех, кто потребляет свыше 2 ГБ в месяц и сокращается количество случайных пользователей (это те, кто расходует в месяц меньше 100 МБ). В сети lifecell 3,15 млн пользователей 3G-интернета. Неизвестно, какова аудитория тех, кто все еще пользуется EDGE, но их количество должно быть достаточно велико, особенно с учетом того, что до запуска 3G именно у этого оператора был самый высокий процент интернет-пользователей.
В последнем отчете lifecell не говорит о том, насколько увеличилось покрытие населения Украины сетью 3G, по последним имеющимся у нас данным это минимум 51,8%, то есть сравнимо с «Киевстаром». У Vodafone сейчас самое маленькое покрытие, но компания уверяет, что в зонах, где уже есть 3G, сеть модернизируется полностью и строится с заделом на будущее.
Предсказуемо у всех операторов растет потребление интернет-трафика. Использование голосовых услуг изменилось чисто символически – в пределах 1-3%. Больше всего звонят абоненты «Киевстара», меньше – lifecell, причем разница – примерно в четыре раза. Пользователи «Киевстара» менее активно потребляют мобильный интернет по сравнению с пользователями Vodafone, привычки абонентов lifecell остались за кадром. Но в целом складывается ощущение, что портрет среднестатистического пользователя у каждого оператора не поменялся за время существования 3G. Абоненты «Киевстара» не были активными интернет-пользователями, в абонент lifecell тяготел к недорогому мобильному интернету. С самого момента выхода на украинский рынок оператор позиционировал себя как молодежный, его услуги стоили дешевле, а доход с абонента всегда был ниже, чем у конкурентов. После получения 3G-лицензии компания провела ребрендинг с целью изменить восприятие и привлечь более доходную аудиторию. Однако ARPU lifecell все еще самый низкий на рынке, а абоненты компании предпочитают голосовому общению интернет.
Сколько заработали операторы
«Киевстар» и Vodafone отчитались об общем росте выручки на 9% и 11,2% соответственно. Оператор lifecell увеличил операционный доход на 4,7%, но показатель EBITDA снизился на 19,2%. У «Киевстар» вырос на 18,3%. Vodafone связывает рост выручки с совокупностью факторов: приток абонентской базы, значительный рост потребления мобильного интернета (163%), рост международных звонков (38%) и услуг в роуминге (потребление мобильного интернета выросло в 128 раз, голосовой связи – в 6,8 раз). Lifecell, в свою очередь, потерял порядка 10% абонентов, и этим частично обусловлено их цифрами в финансовых результатах.
Свой ARPU озвучили только «Киевстар» и lifecell. Но очевидно, что ежемесячный доход с абонента растет у всех операторов.
Помимо итоговых цифр Vodafone озвучил планы на CDMA-сеть и 3mob.
В сети CDMA-450 находится 123 тыс. абонентов. В регионах, куда приходит 3G-связь, абоненты CDMA-450 мигрируют на 3G в GSM-сети, которая не требует специфического оборудования. Несмотря на то, что CDMA-сеть сейчас убыточна для Vodafone, оператор сохранит ее как минимум до конца 2017 года, пока не будет ясна ситуация с LTE-лицензиями. Кстати, даже если регулятор будет выдавать лицензии на эти частоты для развития LTE, перед операторами и вендорами встанет вопрос оборудования. На руках у абонентов находится критически мало смартфонов с поддержкой диапазона 450 МГц. Но с учетом размера страны и плотности населения в большей ее части диапазон 450 МГц может быть очень интересен. Напомним, что чем ниже частота, тем дальше распространяется сигнал, но тем меньше емкость сети, и, соответственно, меньше оборудования нужно для покрытия больших и малонаселенных территорий.
Судьба 3mob в данный момент находится в руках Антимонопольного комитета Украины, куда Vodafone подал заявку о покупке мобильного подразделения «Укртелекома». По мере приближения тендера на LTE привлекательность актива снижается, в конечном итоге на нее также повлияют новый закон о телекоммуникациях, стоимость лицензий и ситуация с частотами. По словам Ольги Устиновой, генерального директора Vodafone Украина, в уравнении с привлекательностью актива 3mob пока слишком много неизвестных.
Напомним, что сегодня Vodafone запустил зимние акционные тарифы.