Только ленивый не высказывался в пользу или против влияния социальных сетей на жизнь их участников. Удачный твит может привести к тому, что вашу компанию купит Microsoft, неудачный – приблизить победу на выборах сами-знаете-кого. Кэл Ньюпорт, американский ученый, доцент кафедры компьютерных наук в Университете Джорджтауна и автор многих книг о построении карьеры, является ярым противником социальных сетей. Свою точку зрения он изложил в статье на The New York Times.
Я – ученый, который изучает компьютерные науки, пишет книги и ведет блог. С демографической точки зрения я должен был бы постоянно использовать социальные сети, но это не так. У меня никогда не было аккаунта в социальных сетях.
На данный момент это делает меня немного изгоем, но мне кажется, многие должны последовать моему примеру и уйти из сетей. С социальными сетями связано много проблем, начиная от плохого влияния на общественную жизнь и заканчивая культурной недалекостью, но аргумент, который я хотел бы развить, более прагматичен: нужно уходить из социальных сетей, поскольку они могут навредить вашей карьере.
Это утверждение, конечно же, противоречит нашему текущему пониманию роли социальных медиа в профессиональной сфере. Нам говорили, что важно заниматься своим так называемым “брендом в соцмедиа”, поскольку это даст доступ к новым возможностям и разовьет сеть разноплановых контактов, которая понадобится в работе. Многие люди из моего поколения боятся, что без присутствия в социальных сетях они станут невидимы для рынка труда.
В недавней статье Эндрю Салливан вспоминал о том времени, когда чувствовал себя обязанным обновлять свой блог каждые полчаса. Казалось, что каждый с Facebook-аккаунтом и смартфоном внезапно стал владельцем медиа-из-одного-человека, а “некогда недостижимый темп работы профессиональных блогеров стал обязательным для каждого”.
Мне кажется, это неверное направление для развития. В капиталистической экономике рынок воздает должное тому, что является редким и ценным ресурсом. Социальные медиа никоим образом не являются тем или другим. Любой 16-летний подросток со смартфоном может выдумать хештег или перепостить вирусную статью.
Идея о том, что если вы поучаствуете в этой малоценной деятельности, это каким-то образом добавит настоящей ценности вашей карьере – по природе своей настолько же сомнительная алхимия, как и идеи, лежащие в основе любого бизнес-шарлатанства и надувательства.
Профессиональный успех – это тяжелый труд, но достичь его несложно. Основой, почти без исключения, служит оттачивание своего мастерства, и затем применение его на пользу людям. Эта философия лучше всего описывается советом, который Стив Мартин давал новичкам-предпринимателям: “Будьте настолько хороши, чтобы вас невозможно было игнорировать”. Если поступать сообразно этому, все остальное получится само собой, независимо от количества фолловеров у вас в Instagram.
Популярный ответ на подобного рода скептицизм заключается в том, что использование таких медиа не может никому навредить. В дополнение к оттачиванию своих навыков и производству ценностей почему бы не открыть себя возможностям и связям, которые предоставляют социальные сети? У меня два возражения по этому поводу.
Во-первых, интересные возможности и полезные связи – не такая редкость, как предполагают евангелисты социальных сетей. В моей собственной профессиональной жизни я совершенствовался как ученый и писатель, и в течение этого процесса получал все более интересные возможности, со временем их стало больше, чем мне было нужно. На моем сайте сейчас настроены фильтры, которые уменьшают, а не увеличивают количество предложений и представлений.
Мои личные исследования успешных профессионалов подтверждают: это повсеместная практика. Вы становитесь более ценным на рынке, и хорошие связи и предложения сами начинают находить вас.
Для ясности: я не спорю с тем, что новые возможности и связи важны. Я утверждаю, что вам не нужны социальные сети, чтобы получить их.
Мое второе возражение касается идеи о том, что социальные сети безвредны. Представьте, что вы способы концентрироваться на сложных задачах, не отвлекаясь – эта способность становится все важнее в мире со все более усложняющейся экономикой. Социальные медиа ослабляют эту способность, ведь они созданы, чтобы привязывать к себе. Чем больше вы используете социальные медиа именно так, как подразумевают их разработчики – то есть постоянно, и в рабочее время, тем более ваш разум обучается реагировать только на быстрые стимулы при малейшем признаке скуки.
Как только этот условный рефлекс закрепится, становится сложнее уделять сложным задачам полноценное внимание, ваш разум просто не выдержит такой период времени без “дозы”. Если честно, частично мое отрицание социальных сетей коренится именно в этом страхе – потерять способность к предельной концентрации. Ведь именно эта способность позволяет мне зарабатывать на жизнь.
Идея ввести в свою жизнь сервис, специально разработанный для отвлечения внимания, страшит меня так же, как идея начать курить – профессионального атлета. И если вы серьезно относитесь к своей работе, вас она тоже должна беспокоить.
Возражения против идеи безвредных для карьеры социальных сетей в моем случае связаны с общей обеспокоенностью тем мировоззрением, в котором такая идея могла зародиться. Самоотверженное развитие своего бренда в социальных сетях – это фундаментально пассивный подход к профессиональному развитию.
Это отвлекает ваше внимание и тратит ваше время на попытки убедить мир в том, что вы важны, вместо того, чтобы на самом деле заниматься чем-то важным. Первое – соблазнительно, особенно для поколений, которые выросли на этом посыле, но эта идея может быть разрушительной и контрпродуктивной.
Большинство социальных сетей проще всего описать как сборище примитивных развлекательных сервисов, которые сейчас очень успешны. Читать их весело и забавно, но вы обманываетесь, если думаете, что посты в Twitter или лайки – это продуктивный способ тратить время.
Если вы серьезно настроены на то, чтобы повлиять на мир, выключите смартфон, закройте вкладки в браузере, закатайте рукава и марш работать.