На этой неделе Верховная Рада приняла закон №4121, который сделал возможным внедрение единого электронного билета на все виды городского транспорта. Сразу несколько украинских городов, в их числе Львов и Днепр, уже заявили о намерении ввести электронные билеты в течение нескольких месяцев. Редакция AIN.UA обратилась к иностранному опыту и посмотрела, как единый электронный билет работает в Дублине — городе, который считается одной из стартап-столиц Европы.
Единый электронный билет (так называемая Leap-карта) заработал в Дублине в 2011 году — его внедрение стало результатом многолетней работы ирландского Агентства по транспортной инфраструктуре. Он представляет собой пластиковую карту, при помощи которой можно оплачивать поездки в автобусах, трамваях (Luas), городской электричке (DART) и пригородных поездах, а также на междугородних автобусах Irish Bus, которые ходят между Дублином, Корком, Голуэем, Лимериком, Уэксфордом и Уотерфордом. Изначально при помощи карт можно было оплачивать только разовые поездки, но начиная с 2014 года пользователи электронных билетов могут приобретать дневные, недельные или месячные абонементы на разные виды транспорта. Пополнять карты можно в аптеках, на кассах продуктовых супермаркетов и в специальных киосках.
Технически карта использует NFC-чип, на котором хранится информация об абонементах, текущем балансе и последних поездках. Пользователям Android доступно приложение, которое позволяет посмотреть статус карты (при условии, что телефон оснащен модулем NFC). Для пользователей iOS ничего подобного не существует, но это связано с ограниченной реализацией NFC в смартфонах Apple.
Как происходит поездка
В разных видах транспорта валидация карты происходит по-разному. Например, на железной дороге используются автоматические турникеты, к которым надо прикладывать карту на входе и на выходе. В трамваях используются автоматические валидаторы. Когда пассажир садится в трамвай, он должен приложить карту к валидатору, при этом с нее спишется максимально возможная стоимость поездки. При выходе пассажир должен приложить электронный билет еще раз, при этом разница между максимальной и фактической стоимостью поездки будет возвращена на карту.
Сложнее всего валидация устроена в городских автобусах. Если пассажир пользуется абонементом, то он должен прикладывать свою карту к автоматическому валидатору, расположенному справа от двери. При разовой оплате поездки пассажир должен сообщить водителю название остановки, до которой он едет, и приложить карту к валидатору, расположенному рядом с водительским сиденьем.
К слову, иногда в транспорте встречаются контролеры, которые проверяют билеты при помощи NFC-считывателей.
Те, у кого нет Leap-карт (например, туристы), могут оплатить поездку наличными, но это неудобно: во-первых, при оплате наличными билет стоит дороже, во-вторых, в автобусах сдачу не дают, поэтому необходимо иметь при себе точную стоимость поездки.
В чем преимущества для пассажира?
Преимуществ использования Leap-карты по сравнению с оплатой наличными сразу несколько. Во-первых, удобство одного билета, который можно заранее пополнить и использовать для всех поездок по городу, очевидно.
Во-вторых, при оплате Leap-картой стоимость одной поездки составляет минимум на 20% меньше, чем при оплате наличными. При оплате двух разных поездок в течение 90 минут пассажир также получает скидку в размере от 60 центов до 1 евро. Кроме того, максимальные дневные/недельные траты по карте ограничены: например, если пассажир в течение дня наездил на автобусах на 7 евро, то все остальные поездки в течение этого дня будут для него бесплатны.
В-третьих, важной частью системы Leap является сайт LeapCard.ie, который позволяет пополнить карту, настроить автоматическое пополнение, а также посмотреть детальную историю всех транзакций. При утере карты зарегистрированные пользователи могут вернуть находящиеся на балансе деньги.
Некоторые работодатели дают своим сотрудникам возможность приобрести проездные по схеме TaxSaver — при этом их стоимость вычитается из налогооблагаемой базы.
Типовая реализация
Все перечисленные выше особенности работы единого электронного билета не уникальны для Дублина. Аналогичные системы работают во многих странах Азии, Америки и Европы. Например, в 2013-2014 годах я жил в Вашингтоне, где используются очень похожие на Leap карты Smartrip, которые работают как единый билет на метро и автобус в самом Вашингтоне и прилегающих к нему округах штатов Вирджиния и Мэриленд. Будем надеяться, что и украинские реализации электронного билета позволят пассажирам экономить время, деньги и нервы.