Капитализация производителя электрокаров Tesla, основанного в 2003 году, в начале апреля превзошла автомобильные бренды Ford и General Motors, имеющие столетнюю историю. После объявления о том, что компания Илона Маска поставила и произвела рекордное количество электромобилей, стоимость ее акций совершила скачек с $278,3 до $304 за штуку. В итоге рыночная капитализация Tesla превзошла отметку в $53 млрд. В то же время капитализация Ford составляет $47,19 млрд, а GM – $49,61 млрд. Но сам Маск считает свою компанию “абсурдно переоцененной”. Почему фондовый рынок оценивает ее дороже 100-летних мастодонтов?

За прошлый год выручка Tesla составила $7 млрд, а чистый убыток – $675 млн. За этот же период продажи GM достигли $166,4 млрд, а чистая прибыль – $9,43 млрд. Показатели Ford оказались немного хуже, но по прежнему превосходят Tesla в разы: $151,1 млрд выручки и чистая прибыль в $4,6 млрд.

Маск смог создать вокруг бренда электрокаров ореол веры, убедив многих инвесторов в том, что компания изменит мир и в будущем получит существенные доходы. Главный показатель для компании из Кремниевой долины – рост. За последние четыре года Tesla более чем утроила продажи, в то время как выручка Ford и GM оставалась на практически неизменном уровне.

Таким образом, идея состоит в том, что компания Маска заработает много денег позже, продавая электрические и самоуправляемые автомобили, солнечные панели и батарейные системы для бизнеса и домохозяйств. Но пока этого не происходит. Одно из последних исследований утверждает, что традиционные автопроизводители вроде GM, Ford, Daimler и BMW побеждают в гонке по созданию беспилотных авто выходцев из Долины – Waymo, Tesla и Uber. “Точна ли история Маска или нет – не важно, по крайней мере сегодня. Восприятие – это реальность, что подтверждает цена на акции Tesla”, – рассказывает The Verge Карл Брауэр, исполнительный издатель Kelley Blue Book.

“Абсурдно переоценена”

За первые три месяца 2017 года Tesla произвела и поставила рекордное количество электрокаров, перешагнув отметку в 25 000 машин. Но это лишь капля в море в сравнении с показателями традиционных автопроизводителей. “Ford поставил больше грузовиков F-серии только в США за март (81 330), чем Tesla продала машин глобально за весь 2016 год (76 230). И каждый грузовик, вероятно, сгенерировал больше прибыли, чем вся Tesla в 2016 году”, – утверждает Сэм Абуэльсамид, аналитик в NAVIgant.

Сам СЕО Tesla считает, что компания “абсурдно переоценена”, если базировать ее оценку на прошлых показателях. “Но это не релевантно. Цена акций является собой скорректированные с учетом риска будущие денежные потоки”, – написал Маск в Twitter.

В известной серии лекций для студентов Стэнфорда компаньон Маска по PayPal Питер Тиль объяснял природу явления, когда основная ценность компании лежит в будущем. “Один из способов оценить значимость … состоит в том, чтобы относиться к ценности, как к чему-то, что проявится в далеком будущем. Если вы просчитаете дисконтированный денежный поток для такого бизнеса, оцените все притоки и вычислите темпы его роста, окажется, что темпы роста гораздо выше, чем ставка дисконтирования, а значит, основная ценность компании может быть получена только в будущем”, – утверждал Тиль.

В марте 2001 года он проводил такие подсчеты для PayPal, когда компания работала на рынке около 27 месяцев и росла на 100% в год. “Мы дисконтировали будущие денежные потоки по ставке в 30%, и оказалось, что примерно три четверти ценности, которую сгенерирует наш бизнес, будут обеспечены за счет денежных потоков, которые мы получим в 2011 году и позднее”, – утверждал инвестор. На сегодняшний день PayPal оценивается рынком в $51,12 млрд.

Утверждение о трех четвертях ценности, лежащих в будущем, справедливо и для Tesla. Компании Маска только необходимо продолжать демонстрировать рост. В сентябре 2017 года она планирует запустить производство бюджетного электрокара Model 3. В следующем году предприниматель планирует увеличить количество машин, сходящих с конвейера, с 76 000 до 500 000 единиц. По иронии судьбы, ранее такого роста производства удалось добиться лишь Генри Форду. С 1909 по 1916 годы Ford Motor Company удалось нарастить выпуск автомобилей с 10 000 до 500 000 единиц.