Иван Шестаков, маркетинг-директор онлайн-кинотеатра MEGOGO, дал интервью изданию «Детектор медиа», где рассказал о пиратстве в Украине, особенностях сотрудничества с правообладателями и аудитории сервиса. Редакция AIN.UA приводит главное из материала.
Ивана Шестаков отмечает, что высокопиратский рынок в Украине сложился не только из-за отсутствия законодательства. Также одна из причин — игнорирование страны со стороны западных правообладателей: «Позиция правообладателей простая: они считают, что бороться с пиратством должна сама страна и компании, которые работают непосредственно на ее территории. Поэтому задачу создания легального рынка должны решать локальные игроки, которые пытаются и менять законодательство, и работают с правоохранительными органами, и обучают рынок».
За последние два года Megogo удалось существенно снизить валютную цену на большинство западных телеканалов. Шестаков утверждает, что онлайн-кинотеатр либо вообще не работает, либо работает с минимальным пакетом с теми, кто продолжает держать высокие цены: «Были у нас и такие случаи, когда мы отказывались от каких-то каналов и вместо них создавали собственные заменители — составляли очень похожие на телеканалы плейлисты и закрывали ту или иную нишу».
Маркетинг-директор Megogo также обращает внимание, что цены на западные телеканалы в Украине похожи на те, что установлены в России. По его словам, это очень странно, так как покупательная способность украинцев существенно ниже, чем у россиян.
Чаще всего Megogo покупает фильмы и сериалы с дорожкой, потому что дублировать дорого. Для части контента — в первую очередь для мультфильмов — команда онлайн-кинотеатра сама делает сурдоперевод, говорит Шестаков. На часть языков Megogo самостоятельно делает субтитры и переводит на казахский, грузинский и другие языки. «Есть штат людей, которые постоянно это делают», — рассказывает Шестаков.
У Megogo есть две задачи во время переговоров с правообладателями — сократить «окна» и снизить розничную цену фильм в Украине. Шестаков объясняет, что «окно» — это период, когда кинопрокат закончился, но фильм еще не доступен ни на телевидении, ни на DVD, ни в интернете. Обычно этот период длится от двух до шести месяцев. По словам маркетинг-директора Megogo, чем меньше «окно», тем выше вероятность того, что онлайн-кинотеатра сможет больше заработать на фильме.
Если говорить о ценах, то они должны быть как можно ниже, чтобы развивать рынок, подчеркивает Шестаков. Команда показывает, что меньшая цена увеличивает количество продаж, то есть продукт становится массовым. Шестаков говорит, что у Megogo «с попеременным успехом», удается снизить стоимость фильма, но также бывают исключения. Он приводит в пример одну голливудскую студию: у нее есть российский офис, который покрывает СНГ без Украины, и европейский, который покрывает всю Европу и Украину.
«Получается такая ситуация, что для Украины мы покупаем у него права по европейским ценам, а для России и остальных стран СНГ — по специальным условиям, которые смог себе обеспечить российский офис. В России его цены реально ниже европейских, тогда как в Украине на определенные новинки цена может достигать 300 грн. за единичный просмотр, что бесконечно много», — говорит Шестаков.
За последний год объем платящей аудитории Megogo увеличился 3,5 раза. Иван Шестаков рассказывает, что суммарно онлайн-кинотеатру платят около 800 000 человек, в Украине — порядка 200 000 пользователей. Именно на Украину приходится самая высокая динамика роста подписчиков. Маркетинг-директор отмечает, что 2% платящей аудитории приносит Megogo 40% дохода, а благодаря подписке сервис зарабатывает больше, чем с поштучной продажи фильмов.
По словам Шестакова, такие показатели обусловлены запуском телевизионных продуктов в онлайн-кинотеатре: «Это что-то, что понятное пользователям. Телевидение всегда было платным, и не пришлось раскрывать категорию, создавать рынок».
Для борьбы с пиратством Megogo разделяет фильм на маленькие части и каждую шифрует отдельно. «Соответственно, все, что можно спиратить, — эти отдельные фрагменты по несколько секунд, потом склеивать из них фильм, который все равно без ключей посмотреть нельзя», — говорит Шестаков. Тем не менее, маркетинг-директор отмечает, что даже это может не уберечь фильм от копирования .
Megogo предоставляет бесплатные трансляции — команда хочет создать привычку смотреть такой контент. «Понемногу мы объясняем организаторам мероприятий, что не нужно бояться трансляций: они не заберут аудиторию с концерта. Мы хотим перейти к большим концертам, чтобы можно было купить билет в фан-зону за 300 грн и, условно, посмотреть у нас трансляцию за 10 грн», — говорит Шестаков. Он также рассказывает о дополнительных особенностях трансляций — съемках бекстейджей и интервью с артистами.
Телевидение — это рекомендация контента. По его словам, полностью отказываются от телевидения только дети и подростки, так как могут найти нужный контент в интернете. «Даже те, кто говорят, что не смотрят телевидение, в 90% случаев лукавят. Что такое телевидение по факту? Это рекомендация контента. И чем старше зритель, тем меньше времени он хочет тратить на выбор того, что он хочет смотреть. Он хочет, чтобы ему что-то предложили», — подчеркивает маркетинг-директор Megogo.
Megogo не покупает западные сериалы, так как они дорогие. Шестаков видит в этом смысл лишь в том случае, когда онлайн-кинотеатр «сможет добиться от правообладателей существенной украинизации цены». «Правообладателей тоже можно понять: зачем им контракт с Украиной, где высокое пиратство, где ничего не будут покупать? Зачем им давать нам бросовые цены, если они в первую очередь зарабатывают в кабельных сетях на каком-нибудь европейском рынке?», — комментирует Шестаков.
Напомним, ранее AIN.UA приводил статистику Megogo о платящей аудитории сервиса.