Издание Variety 13 апреля опубликовало заявления бывшего сотрудника компании Snap (владеет Snapchat) Энтони Помплиано, по словам которого Шпигель якобы заявил: «Snapchat – это для богатых. Я не хочу заниматься его развитием в бедных странах, вроде Индии или Испании». Заявление спровоцировало волну негатива: в Индии начался бойкот сервиса с целью его массового удаления. Как оказалось, Шпигель действительно мог сказать схожую фразу, но такой резкой она стала из-за неверной трактовки. Редакция AIN.UA рассказывает о ситуации, которая негативно сказалась на репутации сервиса сразу после IPO.

Кто такой Энтони Помплиано?

В 2015 году в компанию Snapchat пришел новый сотрудник из компании Facebook. Его звали Энтони Помплиано и он занял место в отделе, который отвечал за популяризацию сервиса. Долго проработать в Snapchat ему не удалось: через три недели его уволили с работы, после того, как он начал проявлять слишком много инициативности.

В январе 2017 года Помплиано подал иск, где заявил о завышении результатов Snapchat руководством компании ради более успешного выхода на биржу. Бывший сотрудник заявил, что он знал об этой проблеме еще во время своей работы и на одном из совещаний предложил ускорить рост сервиса за счет других стран, вроде Индии. По его словам, один из основателей Snapchat Эван Шпигель на это ответил: «Это приложение только для богатых людей … Я не хочу развивать его в бедных странах, вроде Индии и Испании». После этого Помплиано уволили.

PR-отдел Snapchat, наверное, в огне…

Реакция действительно не заставила себя ждать. Во-первых, приложение Snapchat резко получило огромное количество негативных оценок в App Store и Google Play: пять звезд сменялись на одну с невероятной скоростью. Во-вторых, жители Индии, которые по некоторым данным могут составлять до 9% аудитории сервиса, начали бойкотировать Snapchat и массово удалять приложение. У них даже свой хештег есть – #UnistallSnapchat.

Шпигель действительно так сказал?

Есть подозрение, что фраза вырвана из контекста. На самом деле Шпигель заявил, что «Snapchat – не для бедных стран, где у пользователей нет современных смартфонов и даже нормального подключения к сети». Почему Индия и Испания? Эти страны в пример привел сам Помплиано: он заявил, что тут может быть потенциальная аудитория сервиса. Шпигель, отвечая на его вопрос, просто использовал уже названые локации.

И это правда?

Да. Еще до выхода на биржу Snap опубликовала свои документы, где прямо указывалось: на iOS приложение более популярное, нежели у владельцев Android-устройств. В добавок, в главе «Факторы риска» прямо указывалось: приложение съедает достаточно много трафика, а значит его распространение в странах, где доступ к сети ограничен для большинства жителей, может стать проблемой. «Мы не ожидаем бурного роста числа пользователей в странах, где смартфоны еще не стали популярными, а также слабо распространен интернет», – говорится в документах. В поддержку Шпигеля некоторые пользователи отметили, что Индия – действительно не лучшая страна для монетизации своих интернет-сервисов сегодня: там плохой дорогой интернет и у всех Android. Поэтому нет ничего странного в том, что на данный момент Шпигель занимается развитием Snapchat в странах, где условия для этого более благоприятны.

А официальная позиция компании?

Есть. Говорят, что заявление – чушь, а приложение Snapchat создано для людей по всему миру. Именно поэтому оно бесплатное и его можно скачать повсюду. Также представители Snapchat отметили, что их метрики честны и прямо отражают состояние дел сервиса.

Почему о заявлении стало известно только в апреле?

Да, в суд иск действительно попал еще в январе. Тогда адвокаты Snap убедили судью не рассматривать дело открыто, чтобы не спровоцировать панику вокруг компании, которая как раз готовилась к выходу на биржу. После IPO суд постановил сделать рассмотрение открытым. Представители Помплиано считают, что адвокаты Snapchat заведомо знают о проигрыше и хотели сделать свое фиаско менее заметным. Правды ради стоит заметить, что заявление бывшего сотрудника компании пока не спровоцировало падение акций сервиса: они стабильно теряют в цене уже достаточно долго.

Что дальше?

Сейчас дело ждет суда, но негативный имидж Помплиано сервису уже обеспечил: издания по всему миру прямо написали – «Snapchat – это для богатых». Опровержение и официальная позиция Шпигеля оказались менее популярными.

Напомним, что пока Шпигель готовился к IPO и отбивается от бывших сотрудников, Марк Цукерберг позаимствовал у Snapchat массу идей и теперь переметнул свое внимание на Pinterest.