Социальная сеть Facebook в рамках кампании по борьбе с фейками, которую инициировал Марк Цукерберг еще в декабре 2016 года, составила 10 советов для пользователей, которые должны научить их отличать ложь от правды в своих лентах. Компания разместила данную инструкцию в Facebook Help Center еще в апреле, однако решила продублировать эти советы на страницах крупнейших изданий, в частности Times, Guardian и Daily Telegraph, сообщает BBC.

Если вы привыкли фильтровать информацию, распространяемую через социальные сети, едва ли вы найдете что-то принципиально новое для себя. Но, как показывает практика, огромное количество пользователей до сих пор не научились определять фейки и отличать их от новостей. Инструкция, которая должна помочь им в этом нелегком деле, выглядит так:

  1. Скептически относитесь к заголовкам. Неправдивые истории можно отличить по кричащим заголовкам, часто написанным заглавными буквами с большим количеством восклицательных знаков. Если в шокирующие заявления в заголовке сложно поверить, то, скорее всего, верить им и не стоит.
  2. Проверьте веб-адрес, на который ссылается публикация. Если адрес выглядит фальшиво, вас должно это насторожить. Он может быть очень похож на какой-то официальный источник. Многие распространители фейков маскируют свои веб-адреса под URL известных компаний. Вы можете зайти на сайт компании и сравнить его адрес с адресом новости.
  3. Изучите первоисточник. Убедитесь, что новость исходит из источника с хорошей репутацией, которому можно доверять. Если же организация вам не знакома, изучите раздел “о компании”, чтобы узнать о ней больше.
  4. Обратите внимание на необычное форматирование. Многие фейковые сайты выделяются грамматическими ошибками и подозрительной версткой. Не спешите доверять информации, которую они распространяют.
  5. Изучите приложенные фотографии. Часто в фейковых новостях мнением читателя манипулируют при помощи фотографий. Они могут быть подлинными, но поданными с заменой контекста. Вы можете осуществить поиск по изображению и определить, откуда они и что иллюстрируют на самом деле.
  6. Проверьте дату публикации. Фейковые посты можно распознать по бессмысленной хронологии, даты событий могут быть подменены.
  7. Изучите доказательства, на которые ссылается автор публикации. Проверьте источники автора, чтобы убедиться, что они точны. Отсутствие доказательств или уверенности в названных экспертах могут указывать на ложную новость.
  8. Посмотрите, как об этом событии пишут другие издания. Если ни один другой источник новостей не сообщает такую же новость, это может указывать на ее неправдивость. Если новость сообщается несколькими источниками, которым вы доверяете, это, скорее всего, будет правдой.
  9. Не является ли история шуткой? Иногда ложные новости трудно отличить от шутки или сатиры. Проверьте, известен ли источник пародии, возможно, подробности и тон рассказа подскажут, что она написана забавы ради.
  10. Помните, что некоторые истории намеренно поданы как ложные (сатирические новости и розыгрыши). Критически оценивайте новости, которые вы читаете, и делитесь историями только тех источников, которые, как вы знаете, заслуживают доверия.

Ранее социальная сеть сообщила, что не станет сама удалять публикации с ложными данными, но будет помечать их отметкой “оспаривается”. На такой шаг руководство компании решилось после победы Дональда Трампа на президентских выборах. СМИ обвиняли Facebook: якобы этого не случилось бы, если бы не зашкаливающее количество ложных новостей социальной сети. Также в рамках данной кампании, в апреле 2017 года, Facebook отчиталась о закрытии десятков тысяч фейковых аккаунтов, базируясь на неаутентичных лайках и комментариях.

Фейки в Facebook беспокоят и украинское правительство. В январе 2017 года Министерство информационной политики Украины направило руководству Facebook официальное письмо с просьбой к Цукербергу помочь бороться с фейками в социальных сетях. В письме речь идет о том, что Украине приходится участвовать в информационном противостоянии с Россией. Чиновники попросили Facebook “разработать алгоритм”, который поможет бороться со спамерами, действующими от имени новостных агентств.