В Украине что не запуск новой технологии мобильной связи – то череда проблем. У проблем есть два основных корня – законодательство, которое не подразумевает технологическую нейтральность, и военные, которые в нашей стране используют сети, в остальной Европе отведенные под мобильную связь. Хотя лицензии на 3G-связь были проданы больше двух лет назад, Украина еще не покрыта этим стандартом даже на половину (покрыто большинство городов, но не территория страны). С 4G ситуация не лучше – самые лакомые частоты для технологии пока непригодны для использования, в них работает GSM-связь, причем лоскутами в разных диапазонах в каждом регионе. А те частоты, которые регулятор планировал выделить операторам в первую очередь, требуют слишком больших инвестиций. Редакция AIN.UA разбирается, что происходит с 3G и 4G в Украине.
Технейтральность и 3G
Согласно действующего законодательства страны, операторы получают лицензии на частоты с привязкой к технологии. Например, сейчас в Украине используется четыре диапазона – 850, 900, 1800 и 2100. При этом в первом работает CDMA-оператор («Интертелеком»), второй и третий отведены под GSM и последний – под 3G. В Европе от такой практики отказались лет восемь назад, и теперь каждый оператор, владея своим куском частотного спектра, может разворачивать в нем сети такого поколения, какого считает нужным. Например, если у него есть лицензия на 1800 МГц, он сам решает, нужно ему там разворачивать 2G или 4G, или еще что-то.
Специфика радиосвязи такова, что чем «ниже» диапазон частот, тем шире покрытие у базовых станций и меньше емкость сети. Соответственно, 3G в диапазоне 2100 МГц очень хорошо подходит для городов, особенно крупных с состоятельным населением, которое владеет смартфоном, способно пользоваться 3G и поэтому обеспечивает большую нагрузку на сеть на небольшой территории. Но не очень хорошо – для покрытия больших малонаселенных территорий нашей страны вроде трасс государственного значения, маленьких городов, которые находятся вдали от крупных центров и т.д.
Диапазон 2600 МГц, который регулятор уже готов лицензировать под 4G, требует еще большей плотности базовых станций, но при этом емкость сети будет выше, а значит, еще больше абонентов смогут воспользоваться мобильным интернетом, не забивая сеть до отказа. Но по факту достаточное количество абонентов для этого диапазона может собраться только в центре крупных городов.
Операторы условно делят территорию страны на несколько зон в зависимости от экономической целесообразности строительства сети – от мест, где есть большое количество абонентов и целесообразность высокая, до мест, где базовые станции не окупятся никогда.
В условиях отсутствия технейтральности к последним можно отнести большой кусок страны, на котором развертывание 3G-сети в диапазоне 2100 МГц будет идти к точке окупаемости очень долго. Но здесь хорошим решением было бы покрытие в диапазоне 900 МГц, который при вдвое меньшем покрытии базовыми станциями позволил бы операторам охватить почти всю территорию. То же самое касается и сетей четвертого поколения: имея возможность использовать спектр на свое усмотрение, операторы смогли бы в кратчайшие сроки без замены оборудования развернуть национальную сеть LTE.
Рефарминг
С технической точки зрения, оптимальным диапазоном для 4G в Украине является 1800 МГц, но сейчас распределение частот в нем выглядит вот так.
В разных областях операторам принадлежат разные участки спектра, в то время как для сети 4G нужны ровные и «красивые» полосы. Владельцем наибольшей части спектра является оператор Киевстар, наименьшей – lifecell. Единственный способ привести диапазон в порядок – перераспределить частоты: в этом случае «Киевстар» лишится части своих частот. Этот процесс называется рефарминг, и он начался чуть больше месяца назад. Мы уже подробно писали тут о том, как и для чего будет происходить процедура.
Помимо оптимального соотношения по дальности и емкости базовых станций, ценность диапазона 1800 МГц заключается и в том, что операторам не потребуется установка дополнительных радиомодулей, так как у них тут есть GSM-сеть, и ей может потребоваться разве что модернизация.
«Киевстар», например, говорит о том, что 70% их сети уже получило обновленное оборудование, которое готово к 4G. Модернизацию планируют полностью завершить в июле. С момента выдачи лицензий нужно будет доставить некоторые модули, но это не подразумевает проведения тендеров, долгосрочных процедур закупок и установок. Сейчас «Киевстар» имеет контракты с двумя подрядчиками (ZTE и Huawei). Известны цены на необходимое оборудование, и его можно будет сразу дозаказать, когда станет понятна дата выдачи лицензий на частоты. Дальше – дело за обновлением ПО (в компании говорят о том, что смогут это сделать за ночь), покупке лицензий у вендоров.
В Vodafone осенью 2016 года говорили о том, что после проведения рефарминга и выдачи лицензий на то, чтобы покрыть страну 4G, уйдет полгода. В lifecell также говорят о том, что развертывание сети в диапазоне 1800 МГц произойдет в кратчайшие сроки, а для 2600 МГц потребуется модернизация.
Но даже после рефарминга и выдачи лицензий не стоит ожидать, что в одно утро все пользователи страны проснутся с 4G – так как лицензия у вендоров тоже стоит денег, сеть первым делом будет запускаться там, где это экономически целесообразно: в населенных пунктах, где проживает большое количество абонентов оператора, способных использовать и оплачивать 4G.
Пользователи и устройства
Для операторов критической массой пользователей, которая нужна для запуска новой технологии, является барьер в 7%. Это значит, что на руках у абонентов должно находиться не менее 7% терминалов с поддержкой нужного стандарта связи. На момент запуска 3G этот порог давно был пройден, и семена новой сети попали в благодатную почву отложенного спроса.
С 4G ситуация иная – и тут сказывается и относительная юность технологии, и низкая платежеспособность украинских потребителей, которые не так стремительно переходят на смартфоны. Так, у «Киевстар» в сети находится 7% пользовательских терминалов с поддержкой 4G, у Vodafone – еще полгода назад было 8%, по итогам 2017 года компания рассчитывает на 14% (более актуальных данных нет), у lifecell рекордные 22%, но надо понимать, что у этого оператора исторически база смартфонов была намного больше, чем у конкурентов, а число абонентов значительно меньше. В результате, у всех операторов от 1 до 2 млн смартфонов с поддержкой 4G.
Это значит, что критическая масса уже набрана, хотя аудитория технологии пока еще невелика и такого быстрого роста пользовательской базы услуги, как мы наблюдали с 3G, не будет. Значительное удешевление терминалов с модулем 4G происходило в последние пару лет, когда в Украине бушевал кризис, и украинцы, во-первых, меняли устройства не так интенсивно, как могли бы, во-вторых, выбирали более бюджетные устройства.
Как только будущее новой технологии в Украине прояснится, и вендоры, и сами дистрибьюторы пересмотрят линейку продаваемых в стране устройств и откажутся от моделей, где нет поддержки 4G.
Но, например, полгода назад оператор Vodafone запустил линейку собственных брендированных смартфов, и две более бюджетные модели, которые, по ожиданиям оператора, пользовались бы наибольшим спросом, не оснащались модулем 4G. Очевидно, что оператор запускал продажу собственных смартфонов на условиях рассрочки, чтобы подтянуть к 3G аудиторию, которая все еще пользуется «звонилками» или старыми смартфонами на Symbian или более экзотических ОС вроде Nokia Asha Platform. В первое время это не целевая аудитория 4G.
С другой стороны – это как раз массовая украинская аудитория. Средний срок обновления смартфона составляет полтора года, а в некоторых случаях он может быть и больше. Соответственно, оператор не видит, что 4G станет настолько массовым в этой перспективе, даже если мы увидим лучший сценарий, при котором все нужные лицензии будут выданы быстро и сеть построится как по мановению волшебной палочки.
В контексте терминалов интересен еще один нюанс. В мире самым распространенным диапазоном для 4G является 1800-й, на руках у пользователей больше всего смартфонов с поддержкой именно его. И если самые современные смартфоны поддерживают все или почти все используемые в мире стандарты, то устройства 3-4 летней давности (а среди них, например, старые iPhone, которые по-прежнему в ходу) могут не работать в определенных диапазонах. В частности, 2600 МГц – диапазоне, который регулятор первым делом планирует отдать под LTE. Конечно, будет сеть, появится и спрос на смартфоны с поддержкой нужной технологии, и проблему едва ли можно назвать серьезной. Но тем не менее, потенциальная аудитория 4G в диапазоне 2600 МГц на момент старта будет ниже, чем в 1800 МГц.
В «Киевстар» приводят в пример рынок Чехии, где после запуска 4G в диапазоне 900 МГц количество устройств на руках с поддержкой нужной технологии выросло быстро. Но надо понимать, что в чешский рынок мобильной связи и украинский – две разные истории. В первом случае это и операторские смартфоны, и другой уровень доходов у населения.
Оборудование
Развитие технологий не стоит на месте. Сеть 3G, которая есть у нас, уже работает на самом современном оборудовании. Ничего лучшего с этим стандартом больше не случится, потому что в мире развитием 3G уже не занимаются. Примерно та же история с 4G. Вендоры и операторы бросили свои силы на работу над 5G, в 4G уже достиг своего пика.
Поэтому в Украине мы сразу получим прогрессивное оборудование с новейшими возможностями. В частности, такими, как агрегация частот (позволят добиться максимальной скорости за счет агрегации сигнала во всех доступных для оператора частотах), MIMO (определенным образом кодирует сигнал, чтобы добиться максимальной широты полосы).
4 мифа о 4G в Украине
4G Украине не нужен, на момент запуска это будет устаревшая технология, надо сразу строить 5G
То же самое в свое время говорили и о 3G. Мысль, казалось бы, выглядит здраво – давайте не будем тратить деньги на не самую современную технологию и внедрим сразу что-то, что позволит стране быть впереди планеты всей. Недаром что и украинские операторы принимают участие в разработке стандарта 5G. Но даже если отбросить в сторону вопросы стандартизации и строительства сети, надо понимать, что сеть сама по себе не может существовать – нужно пользовательское оборудование для доступа к ней, и сервисы, которые ее оправдают необходимость для пользователя платить больше. В мире нет ни одного коммерческого смартфона с поддержкой 5G, первый прототип показал ZTE на выставке в Барселоне.
Даже если мы представим себе, что случилось невозможное, и стандарт приняли сейчас, и операторы могут строить сети прям завтра, то до момента, когда появится аудитория для этих сетей, пройдет еще несколько лет. Даже 2020 год – слишком радужная перспектива.
4G нужен для более быстрого мобильного интернета
Бытует мнение, что главная задача 4G – более быстрый доступ в интернет. Действительно, скорость в 3G в разы меньше, чем в сетях следующего поколения. Но для типичных задач нашего абонента ее хватает с головой – 42 Мбита/сек позволят даже смотреть потоковое видео хорошего качества. А уж среднестатистический украинец и вовсе редко использует свой мобильный интернет для таких «тяжелых» целей.
Однако, чем больше пользователей 3G с «тяжелыми» и не очень задачами собирается в одном месте, тем меньшую скорость они получают, так как интернет между ними делится на всех поровну. В местах большого скопления людей сеть «проседает», 3G переходит в Edge, а то и вовсе отключается, оставляя в приоритете голос. Так вот, 4G дает большую ширину канала, поэтому большее количество абонентов будет получать быстрый интернет, не испытывая проблем со скоростью. Для достижения этого результата в 3G операторам пришлось бы ставить гораздо больше оборудования, чем это можно сделать в 4G. Меньше оборудования – меньше расходы на его установку и содержание – дешевле связь для оператора.
С технической точки зрения 4G дает сети не только увеличение емкости, но и уменьшение задержек. В сети 4G широкие каналы с минимальным количеством узлов и минимальной обработкой этих узлов. Все это влияет на скорость обработки действий пользователя. Быстрее происходит реакция на клик, повторный запуск видео и другие мелочи, которые в 3G происходят намного медленнее. С точки зрения пользовательского опыта это больше всего ощущается в играх и других задачах, где идет синхронная передача данных на download и upload.
4G открывает перспективы для операторов, так как сеть делает возможной установку сервера приложений непосредственно на базовой станции. То есть некоторые услуги в такой сети абонент получает в привязке к конкретной базовой станции. Это поспособствует развитию контент-сервисов, привязанных к конкретному месту. Один из примеров – оператор China Mobile в рамках соревнования на стадионе сделал доступным просмотр видео с камер стадиона через смартфон с выбором ракурса.
Voice over Wi-Fi – еще одно техническое решение, не доступное в старых сетях. Технически операторы смогут дать возможность абонентам передавать голос в сетях Wi-Fi с лучшим качеством.
4G Украине не нужен, потому что нет сервисов для этого поколения связи
Во-первых, как уже было сказано выше, дело не только в сервисах. В центре Киева и других крупных городов операторские сети получают большую нагрузку. Привычное дело – остаться без 3G-интернета в центре города в пробке. И это при том, что процент пользователей скоростного мобильного интернета далек от 100%.
Во-вторых, пока нет сети, им неоткуда появиться. Операторам и разработчикам нет смысла предлагать то, что абонент еще не может использовать.
В-третьих, и это вопрос не только емкости, но и технологичности сетей, украинские города заинтересованы в том, чтобы двигаться в сторону Smart City и интернета вещей. А это – большое количество датчиков, которые собирают и передают данные в сеть. И если сейчас «умные» светофоры Львова готовы работать в 2G, как и b2b-решения в других сферах, то рано или поздно емкости старой сети не хватит. Сервисам видеонаблюдения и вовсе нужны другие скорости, хотя бы 3G.
4G – это слишком дорого, операторы не отобьют свои инвестиции в ближайшем будущем и нам придется платить за связь слишком много
Да, любая новая технология – это большие инвестиции для бизнеса, которые со временем отразятся на абонентах. Но как мы уже писали выше, стоимость внедрения 4G будет зависеть в частности, от лицензий, которые получат операторы.
В «Киевстар» видят идеальный сценарий таким образом. Все три крупнейших оператора покупают блоки на 2600 МГц, понимая, что есть не очень жестокие требования к разворачиванию сети в этом диапазоне. Примерно в то же самое время проводится рефарминг и выдаются лицензии на диапазон 1800 МГц. Государство внедряет технейтральность и проходит обмен частот между операторами, чтобы каждый получил чистую полосу в 900-диапазоне. В результате этих действий Украина получит 98% покрытие территории сетью 3G, потенциально столько же – 4G. И 2600 диапазон будут запускать по мере возможности – в центрах крупных городов, где в нем и есть потребность. Страна получит деньги в бюджет, клиенты получат интернет везде, где захотят, за разумную сумму (если речь будет идти только о диапазоне 2600 МГц, то деньги разумными не будут). Операторы начнут предлагать новые услуги. Те самые, которых в Украине для 4G пока нет.