Эпопея с приходом в Украину крупнейшей бюджетной авиакомпании Европы может окончиться трагично. После пресс-конференции гендиректора аэропорта “Борисполь” Павла Рябикина, где он описал разногласиях с RyanAir, компания прекратила продажу билетов на рейсы из/в Украину. На заявления Рябикина отреагировал и министр инфраструктуры Владимир Омелян. “Вероятней всего, сегодня будет объявлено об отмене RyanAir рейсов в Украину”, – написал министр в Facebook.
Официально о приходе одного из крупнейших лоукостеров Омелян и представители RyanAir объявили еще 15 марта. Но уже в тот день произошла путаница: в одних СМИ говорилось, что ирландская авиакомпания будет летать в “Жуляны”, в других значился “Борисполь”. Оказалось, что на момент пресс-конференции авиаперевозчик не подписал контракт ни с одним столичным аэропортом.
“Жуляны” быстро вышли из игры – в конце апреля глава совета директоров аэропорта Денис Костржевский сообщил о “приостановке переговоров”. Причина: “ценовые ожидания, которые высказывала авиакомпания, абсолютно не совпадают с нашими возможностями”, – рассказал он в интервью УН. Аэропорт в коммунальной собственности города, управляется частной компанией “Мастер-Авиа”, и не находится в ведении мининфраструктуры (МИУ). Поэтому с ним вопрос был закрыт.
Основные переговоры шли между МИУ, RyanAir и “Борисполем”, руководство которого также твердило, что требуемые перевозчиком условия не выгодны. Министр и директор аэропорта обменивались заявлениями, а в ирландской авиакомпании публичных высказываний не делали. В середине апреля руководитель “Борисполя” Павел Рябикин предложил отправить RyanAir в аэропорт Гостомеля. Этот аэродром использует для испытаний госпредприятие «Антонов», но инфраструктуры для обслуживания пассажирских рейсов там нет. Омелян назвал подобное ошибкой.
В конце апреля Омелян сообщил, что между сторонами прошли успешные переговоры и RyanAir полетит из “Борисполя” и Львова с сентября. Но новостей о подписании договора между сторонами все не было.
В мае МИУ решило самостоятельно обеспечить скидки для авиакомпаний, совершающих рейсы из “Борисполя”. Тогда был опубликован проект указа, который предполагал снижение пасcажирского сбора на международных рейсах почти на 25% и ряд других удешевлений. Уже 21 июня приказ вступил в силу и Рябикину ничего не оставалось как заявить, что RyanAir получит желаемую скидку.
“Борисполь” и RyanAir начали спорить о том, чью версию контракта подписывать. На прошлой неделе, 6 июля, директор аэропорта заявил, что подписал контракт, но в своей версии, и отправил на согласование авиакомпании. Положительного ответа, по всей видимости, не последовало.
Кульминация эпопеи наступила 10 июля, когда высказались все три стороны переговоров. Павел Рябикин провел пресс-конференцию, где назвал три камня преткновения в переговорах с ирландцами. Министр Омелян написал ответный пост в Facebook. Авиакомпания единственная ответила действием: на сайте отключили возможность покупать билеты на рейсы из и в Украину и для Львова, и для Киева.
“Мой потенциал для принятия компромиссного решения исчерпан, а RyanAir тоже на компромиссы идти не хочет”, – цитирует слова Рябикина Лига.net. По его словам, основополагающими расхождением между сторонами являются: предоставление скидки на полеты по маршруту “Борисполь” – Лондон (Станстед), сроки действия скидки, порядок начисления пассажирского сбора на этом маршруте, а также порядок разрешения спорных моментов.
В своем ответе Омелян уже не первый раз кивнул в сторону авиакомпании МАУ Игоря Коломойского, в качестве виновника упорства “Борисполя”. Для украинской фирмы последний является базовым аэропортом. “Вероятней всего, сегодня будет объявлено об отмене RyanAir рейсов в Украину. Что хотели – то и получили. Можно открывать еще один орган по поддержке инвестиций”, – иронично отметил министр.