В преддверии запуска первого конвейерного автомобиля Tesla Motors – Model 3, в Goldman Sachs заявили, что спрос на “Теслы” резко вырос. Скажу честно, мне было интересно, сколько времени пройдет прежде, чем заявления станут реальностью. И я узнаю об этом сразу: я подписался на Tesla Model 3, но у меня больше нет желания покупать ее.

Мои отношения с Tesla сразу как-то не задались. В 2013 году меня наняли сделать рекламу для красивого коттеджного поселка, который строился в Пойнт Робертс, Вашингтон. Застройщик хотел, чтобы в рекламе была Tesla, так что я связался с другом по университету, чей брат как раз недавно купил Model S.

Да, снаружи автомобиль выглядел великолепно – я и члены моей команды буквально застыли от одного взгляда на него. Но никого из нас не впечатлило то, что находилось внутри. Кожаные сидения смотрелись как картон и в целом отделка салона даже приблизительно не тянула на уровень, которого ты ждешь от автомобиля за $90 000.

Но кое-что по-настоящему беспокоило – батарея. Мы катались на нем целый день, так что полбака бензина точно бы потратили, если бы это был бензиновый автомобиль примерно сопоставимой мощности. К концу съемок мы буквально молились, чтобы машина дотянула до заправки и мы могли добраться домой. Потому что в противном случае вместо машины мы получали неподвижный кусок железа.

К счастью, она справилась. К несчастью, нам пришлось ждать 45 минут, прежде чем она зарядилась достаточно, чтобы доехать до своего владельца, которому нам предстояло ее вернуть.

Первоначальное впечатление было примерно такое: великолепная снаружи, невзрачная внутри, серьезные проблемы с батареей и нереалистичная цена. Tesla была экспериментальной машиной для богатеньких гиков.

Перенесемся в март 2016 года. СЕО Tesla Илон Маск анонсировал Model 3 как “массовый доступный автомобиль”. Пресса писала, что она “сексапильная и быстрая”. Поэтому я решил взглянуть на нее еще раз.

С адекватной ценой в $35 000 и достойным запасом хода свыше 200 миль этот автомобиль становился более приемлем для моей семьи из пяти человек. Меня всегда раздражали высокие цены на бензин, и постоянные перевозки детей на различные спортивные мероприятия по всему земному шару доказали простую истину: мне необходима была более дешевая транспортная альтернатива.

Чем больше я смотрел на Model 3, тем больше она мне нравилась. Особенно подкупала цена. Так что через месяц после анонса, 30 марта 2016 года я зашел на сайт Tesla, заплатил $1000 депозита и официально встал в очередь на свой будущий автомобиль.

Разочарование пришло практически сразу.

Выяснилось, что моя машина в очереди под номером 410 862 и ожидаемая дата ее поставки – июнь 2020 года. Я начал задаваться вопросом, о чем я вообще думал? Вскоре цифры изменились, я стал 203 535-ым в очереди с поставкой на март 2018, но нанесенный урон был необратим. Я никогда бы не стал ждать чего-либо так долго, особенно после того, как уже заплатил $1000. Если бы моя жена предложила мне подождать два с половиной года после того, как я сделал ей предложение, скорей всего я бы ее бросил. Так почему машина заслуживает от меня столько терпения?

Вопрос встал ребром, когда осенью 2016 года Mercedes анонсировал Mercedes EQ – концепт электрического паркетника от немецкого автоконцерна с долгой историей. Компания заявила, что у него будет запас хода до 310 миль, стоимость около $40 000, а с конвейера первые автомобили сойдут в 2019 году.

В молодости у меня был Mercedes 500SL AMG 1992 года. Это был самый великолепный автомобиль из всех, которыми я когда-либо владел, так что я мог себе только представить, насколько крут будет EQ.

Mercedes EQ вкупе с восторженными отзывами и сравнительно недорогими Nissan Leaf и Chevrolet Bolt изменили мое мнение касательно ожидания Model 3. А потом я посмотрел на рыночные данные по Tesla Motors и мои намерения изменились окончательно.

Еще недавно Tesla была самым дорогим автопроизводителем в Америке с капитализацией, которая превышала “Большую тройку”! Как-то неожиданно для компании, которая реализовала всего 47000 довольно проблемных автомобилей в первой половине 2017 года. Например, Ford продал более 234 000 машин только за март 2017.

Основываясь на платных регистрациях (400 000 по данным Forbes) Model 3 стала большим успехом для Tesla. Но для людей вроде меня – меркантильных клиентов, которые хотят получить за свои деньги максимум ценности – Model 3 явно не была лучшим вариантом. Чем больше автопроизводителей запускали электрические линейки, тем чаще я задавался вопросом: как Tesla собирается конкурировать с ними? Когда Model 3 только анонсировали, Tesla была единственным реальным производителем электротранспорта. А теперь она одна против всех: Mercedes, Ford, GM, Honda, Nissan, Toyota и других.

Мне не интересно вкладывать деньги в то, что может оказаться очередным DeLorean.

Да, я подписан на Model 3. Но когда придет время ее покупать, я заберу назад свои $1000 депозита и поеду в салон Mercedes. И таких как я будет много.