Новый товар порождает прибыльную, быстрорастущую отрасль, побуждая антимонопольных регуляторов вмешаться, чтобы ограничить тех, кто контролирует его поток. Столетие назад самым обсуждаемым ресурсом была нефть. Сейчас те же беспокойства вызывают гиганты, которые занимаются данными — нефтью цифровой эпохи. И кажется, что этих гигантов — Alphabet, Amazon, Apple, Facebook и Microsoft — невозможно остановить. Это пять самых дорогих компаний, чьи акции торгуются на бирже. Их доходы растут: в первом квартале 2017 года они заработали более $25 млрд чистой прибыли. На долю Amazon приходится половина денег, потраченных в интернете в США. А на долю Google и Facebook приходит почти весь рост выручки с онлайн-рекламы в Америке прошлого года. 

Это доминирование спровоцировало разговоры о том, что технологические гиганты не должны владеть такой мощью — как Standard Oil в начале XX века. Но размер сам по себе не является преступлением. Успехи IT-гигантов принесли пользу потребителям. Немногие хотят жить без поисковика Google, доставки день в день Amazon и ленты Facebook. Ни одна из этих компаний не вызывает беспокойств при стандартных антимонопольных проверках. И многие их сервисы бесплатны. Обратите внимание на офлайн-конкурентов: их доля на рынке выглядит менее тревожной. И появление новичков, таких как Snapchat, предполагает, что новые участники все еще могут выходить на рынок.

Но есть одна причина для беспокойства. Контроль данных интернет-компаниями дает им огромную власть. Старые способы мышления о конкуренции, который появился в эпоху нефти, выглядит устаревшими во времена того, что принято называть «экономикой данных». 

Количество есть качество само по себе

Что изменилось? Смартфоны и интернет сделали данные вездесущими и гораздо более ценными. Независимо от того, собираетесь ли вы бегать, смотреть телевизор или даже просто сидеть в пробке, практически каждое ваше действие оставляет цифровой отпечаток. Поскольку почти все устройства — от часов до автомобилей — подключаются к интернету, объем данных увеличивается: по некоторым оценкам, самоуправляемый автомобиль будет генерировать 100 гигабайт в секунду. 

Между тем, технологии искусственного интеллекта, такие как машинное обучение, получают выгоду от данных. Алгоритмы могут прогнозировать, когда клиент готов к покупке, реактивный двигатель нуждается в обслуживании или человек рискует заболеть. Промышленные гиганты, такие как GE и Siemens, теперь позиционируют себя как компании, владеющие большим количеством данных.

Доступ к данным также защищает компании от конкурентов другим способом. В IT-отрасли можно с оптимизмом рассматривать конкуренцию, так как здесь большие компании могут обогнать стартапы из гаражей или различные технологические изменения. 

Но оба эти случая менее вероятны в эпоху данных. Системы наблюдения IT-гигантов охватывают всю экономику: Google может видеть, что ищут люди, Facebook — чем они делятся, Amazon — что они покупают. Они владеют магазинами приложений и операционными системами, а также арендуют вычислительную мощность для стартапов. У них есть «взгляд бога», который простирается на их рынок и за его пределами. 

Они могут видеть, когда новый продукт или услуга набирает популярность, позволяя им копировать его или просто покупать новичка, прежде чем он станет слишком большой угрозой. Многие считают, что покупка компанией Facebook мессенджера WhatsApp с менее чем 60 сотрудниками, попадает под эту категорию. 

Как вы будете действовать?

Природа данных делает антимонопольную деятельность прошлого менее полезной. Разрушение такой фирмы как Google на пять частей не остановит ее: со временем одна из частей снова станет доминирующей. Требуется радикальное переосмысление этого подхода — и сейчас среди всех выделяются две идеи.

Во-первых, антимонопольные органы должны перейти от индустриальной эры к XXI веку. Например, при рассмотрении слияния компаний они традиционно оценивали их размер, чтобы определить, в какую сделку нужно вмешаться. Теперь им необходимо учитывать то, какими данными владеют компании при оценке последствий их сделки. Цена покупки также может быть сигналом о том, что действующий лидер покупает стартап, который может навязать ему конкуренцию.

Антимонопольные органы также должны стать более опытными в анализе динамики рынка, например, используя симуляции для поиска алгоритмов, сдерживающих цены, или для определения того, как лучше всего продвигать конкуренцию. 

Второй принцип заключается в том, чтобы ослабить власть, которую компании имеют над данными, и дать больший контроль за ними людям. Помогла бы прозрачность: компании можно обязать раскрывать потребителям, какую информацию они хранят, и сколько денег зарабатывают от этого.

Перезагрузка антимонопольного законодательства в информационный век будет непростой. Это повлечет за собой новые риски: например, распространение данных может угрожать неприкосновенности частной жизни. Но если правительства не хотят, чтобы экономикой данных управляли несколько компаний, им нужно будет действовать в ближайшее время.

Напомним, ранее AIN.UA рассказывал о том, как украинские мобильные операторы используют то, что знают о своих абонентах.