Моим желанием никогда не было построить компанию. Меня вела цель объединить людей и сделать нас всех ближе. 

Пару лет после запуска Facebook крупные компании желали купить нас. Почти все вокруг выступали за продажу, но не я. Я хотел увидеть, сможем ли мы объединить еще больше людей. Это разрывало компанию на куски, разваливая отношения до тех пор, пока спустя год все или почти все члены менеджерской команды не покинули ее. 

Это стало самым сложным периодом в управлении Facebook для меня. Я верил в то, что мы делали, но чувствовал себя одиноким. И что еще хуже – по своей же вине. Это научило меня тому, что недостаточно иметь цель самому. Нужно создавать чувство цели для других. А я не смог объяснить команде, что я надеялся построить. 

Это чувство цели создает для людей мотивацию и смысл жизни, выходящие за рамки выживания или зарабатывания денег. Оно привлекает всех тех, кто, как и вы, хочет совершать правильные дела. Люди в нашей команде создают продукты, потому что хотят заниматься чем-то значимым, играть важную роль в том, как все пользуются Facebook. Компания должна быть успешной, чтобы мы могли двигаться дальше, но настоящая мотивация – в том, чтобы драйвить позитивные социальные изменения в мире. 

Мне кажется, это работает для большинства хороших бизнесов. Создание подобной компании, управление подобным сообществом невозможно без вдохновения. Многие в нашей команде вдохновляются именно этим. Наша путеводная звезда – открыть доступ к нашим сервисам как можно большему числу людей, чтобы каждый в мире получил право голоса. 

Меня часто просят посоветовать, как запустить компанию. И я всегда отвечаю, что вашей целью должен быть не запуск компании. Сфокусируйтесь на изменениях, которые вы хотите реализовать, найдите тех, кто разделяет ваши цели и в конце концов вы сможете воплотить идею, создающую чувство цели для других, что-то, позитивно влияющее на весь мир. 

Напомним, ранее Цукерберг говорил о важности чувства цели для окружающих, выступая перед выпускниками Гарварда.