Меня зовут Дима, мне 24 года. Я переехал в Киев из Днепродзержинска и сегодня работаю менеджером проектов в группе компаний FOZZY Group. 4 января 2018 года я должен прибыть в Массачусетс, чтобы начать свое обучение в MIT.

Почему MIT

На то у меня было несколько причин.

  • Мне хотелось лично опровергнуть/подтвердить гипотезу, что образование за рубежом лучше, чем в Украине. Я с этим тезисом во многом не согласен, и меня ранят слова выпускников украинских университетов о том, что качество обучения у нас не ахти.
  • Доказать себе и другим, что нет ничего невозможного и что значение начальных условий и внешних факторов в жизни человека преувеличены. Я часто встречаю талантливых людей, неуверенных в своих силах. Надеюсь, моя история поможет кому-то из них поверить в себя.
  • Мне хотелось получить подтверждение моих навыков и знаний, и для этого я выбрал лучший технический вуз мира.
  • Образование за рубежом я рассматривал и как самодостаточный опыт, и как возможность сосредоточиться больше на обучении чем на зарабатывании денег, подучить иностранные языки, и, в конечном итоге, подготовиться для продолжения жизненного пути в составе команды одной из компаний-новаторов, нацеленных на улучшение жизни всех людей на планете.
  • Я выбрал программу по управлению цепями поставок, так как ее содержание дополняло мое первое образование в сфере транспортных технологий. Стоимость обучения на тот момент составляла около $100 000. В моем кармане было примерно $150. Это лишь подстегнуло мой азарт. Я поставил перед собой цель – поступить в MIT в течение следующих трех лет.

С чего все начиналось

Закончив университет в Украине, я устроился стажером в Министерство инфраструктуры, на всякий случай опубликовав резюме на одном из сайтов-агрегаторов. Неоплачиваемая стажировка в Министерстве должна была длиться еще полтора месяца, после чего меня могли устроить (или не устроить) на официальную работу с окладом в 2000 грн.

Через две недели мне предложили работу в Fozzy, на позицию менеджера по управлению цепями поставок. Деньги заканчивались, так что я пошел на собеседование и был приятно удивлен, что мои победы на студенческих олимпиадах по логистике хоть где-то являются критерием отбора на работу. Из Министерства я ушел в Fozzy, где мог готовиться к поступлению, изучая отрасль на практике и не думая о том, где найти денег на жилье и еду.

Через три месяца меня перевели в проектный офис на позицию менеджера проектов логистики. Все это время я не переставал учиться и много времени уделял чтению различной технической литературы, в том числе на иностранном языке – характер проектов на новой позиции требовал постоянно учиться, искать ответы на самые разные вопросы.

Во время одной из таких сессий я наткнулся на платформу с онлайн-курсами edX, (украинская платформа Prometeus работает на их движке). Там же я обнаружил курс по дизайну цепей поставок от MIT. Это был второй из трех курсов, которые составляли так называемую X-серию курсов, по завершению которых можно было получить платный сертификат от MIT. На тот момент такой сертификат не давал никаких академических прав и для его получения нужно было заплатить за все три курса, каждый из которых стоил от $100 до $150. В прочем, можно было не платить – материалы были доступны бесплатно. Но я все-таки решил приобрести сертификат.

Через пару месяцев MIT объявил о выпуске еще двух курсов, расширив X-серию до так называемого micromaster’s degree, а еще некоторое время спустя заявил о создании полноценной магистерской программы на базе онлайн-курсов. Такая программа предполагала сокращение времени и стоимости обучения в кампусе почти в два раза для всех обладателей micromaster’s degree.

Теперь мне нужно было насобирать $60 000 вместо $100 000. Не то чтобы я знал где раздобыть такую сумму, но я решил для себя, что сначала поступлю, а потом уже буду думать, что делать дальше. Я составил план и повесил его на стену в комнате. Выглядел он так:

Поступление

Чтобы подать заявку на обучение необходимо заполнить онлайн-анкету и приложить к ней перечень документов:

  • Подтверждение прохождения всех пяти онлайн-курсов и сдачи финального экзамена;
  • Неофициальный перевод диплома бакалавра и дополнения к нему;
  • Сертификат IELTS или TOEFL на выбор (TOEFL: минимальный необходимый бал: 100, IELTS: Минимальный необходимый бал: 7)
  • Проект исследования;
  • Мотивационное видео;
  • Резюме;
  • Рекомендательные письма (минимум 2: одно от работодателя и одно от научного руководителя предыдущего университета);
  • Предварительное подтверждение финансирования.

Для подачи не нужно было сдавать GMAT или GRE (в отличие от программы, полностью проходящей на базе кампуса). Также на сайте программы было указано, что оценкам в дипломе бакалавра не будет придаваться большое значение. Тем не менее процесс подачи документов оказался достаточно трудоемким. Учитывая всю важность данного этапа я бы хотел остановиться на некоторых пунктах анкеты подробнее.

Об изучении английского и IELTS

До недавних пор английский был для меня кошмаром. Попытки выучить язык с репетитором или записаться на курсы заканчивались внутренними протестами. Книжки по грамматике вызывали скуку и раздражали.

В какой-то момент я решил, что изучение языка не должно быть мучительным и придумал свой способ. Вместо того, чтобы учить язык по программе, я начал делать две вещи: смотреть в оригинале любимые и хорошо знакомые мне сериалы и читать иностранную литературу (в том числе по специальности).

Во время старта онлайн-курсов я уже год как занимался по такой схеме и превратился во все понимающую, но ничего не говорящую собаку. На момент сдачи IELTS за моей спиной были десятки просмотренных сериалов, сотни прочитанных статей и книг, а также несколько успешно пройденных онлайн-курсов.

К самому экзамену я готовился в течение месяца, но проходить пробные тесты мне было очень сложно. Сдавать нужно было четыре части: чтение, аудирование, письмо и речь. Первые три я пережил спокойно, а во время устного собеседования перенервничал – глотал буквы, забывал слова, и нес откровенную чушь. Высоких результатов я не ожидал, и морально готовился к пересдаче. Через 13 дней я поехал за результатами. Часть с балами выглядела так:

Моих знаний хватило для того чтобы набрать нужное количество баллов, несмотря на то, что устную и письменную часть я сдал достаточно плохо.

О проекте исследования и мотивационном видео

После сдачи IELTS я приступил к написанию проекта исследования и съемкам мотивационного видео. Первое было проще простого – я взял несколько уже реализованных на текущей работе инициатив и скомбинировал их в один проект. Мой практический опыт позволил максимально точно описать, какие данные понадобятся для исследования, что за компании могут быть бенефициарами проекта и чего стоит ожидать на выходе.

С мотивационным видео дела обстояли по-другому. Перспектива пять минут говорить на камеру на английском языке меня откровенно пугала. Попытки заучить текст ни к чему не привели – он упорно не хотел задерживаться в моей голове. Сам текст я написал, но пересказать его у меня получалось не очень. В конце концов я распечатал скрипт огромными буквами на листах А3. Во время съемок мой оператор одной рукой держала камеру, а второй – эти листы, периодически их переворачивая. Было одновременно весело и глупо.

Видео получилось скомканным и на нем отчетливо видно, как бегают по строчкам мои глаза. Тем не менее, результат был достигнут. Само видео можно посмотреть тут.

О курсах и экзамене

Цикл курсов состоял из пяти частей и финального экзамена. На их прохождение я потратил около 400 часов, растянутых во времени на полтора года (о самих курсах я писал тут).

Финальный экзамен сдавал дома, под присмотром специального ПО, которое производило запись звука, изображения с веб-камеры и всего, что происходило на экране. Для начала экзамена необходимо было «просканировать» комнату на наличие запрещенных предметов и сделать это нужно было непременно с помощью ноутбука.

Во время экзамена разрешалось иметь на столе: ручку/карандаш, пустой лист А4, сосуд с водой без этикетки. На самом компьютере можно было пользоваться страничкой экзамена, составленным авторами курсов конспектом лекций и пустой книгой Excel. Экзамен предполагал две части по два часа, во время которых нельзя было покидать комнату или с кем-то разговаривать. Появление посторонних людей в комнате было запрещено.

Экзамен оказался легким, но сдал я его не очень хорошо. При средних результатах прохождения курсов в 90 балов из 100, мне удалось набрать 72 бала. Распределение оценок по экзамену для всех студентов выглядело следующим образом:

Всего успешно сдали экзамен 608 человек – по моим подсчетам где-то 250-300 человек сдали его лучше меня. Мои шансы на успех упали.

О портрете идеального кандидата и соответствии ему

На сайте MIT в графе «Кто может подаваться на данную программу» было отмечено, что «программа оптимизирована для молодых профессионалов в сфере цепей поставки, возрастом от 25 до 35 лет, с релевантным опытом работы в 5-7 лет». На момент подачи мне почти исполнилось 24, а в моем резюме было указано чуть более двух лет опыта работы в требуемой отрасли. Для того, чтобы показать приемной комиссии, что, несмотря на мое несоответствие критериям, я не являюсь аутсайдером, я предпринял следующее:

  1. Попросил три рекомендации вместо двух. Одну от IT-директора, вторую от директора по логистике, а третью от своего научного руководителя.
  2. Очень детально заполнил информацию в резюме, касающуюся своего опыта работы. Указал ключевые проекты, в которых выступал руководителем или принимал участие. Предоставил оценку экономического эффекта и изменения КПЭ от их внедрения.

Начитавшись о жестких правилах приема в американские вузы я больше всего опасался, что мою заявку вообще не рассмотрят. К счастью позже я обнаружил на сайте программы упоминание о том, что апликант должен обладать минимум двумя годами опыта в отрасли. То есть под этот критерий я все-таки проходил.

О предварительном подтверждении финансирования

В одном из пунктов анкеты необходимо было указать, где я собираюсь брать деньги на учебу. Брать мне их на тот момент было неоткуда, кроме своих собственных сбережений, которых на момент хватило бы на 25% оплаты. Об этом я и написал в данном пункте, добавив, что остальные 75% буду искать в других источниках, в виде грантов, стипендий и контрактов с потенциальными компаниями-спонсорами.

Для данной программы существует несколько стипендий, которые покрывают от 25% до 100% стоимости обучения с учетом проживания. Чтобы податься на стипендию, достаточно поставить отметку в соответствующем поле, что я и сделал. Документы я отослал в аккурат в последний день подачи заявки, и стал ждать результатов, которые должны были появиться через полтора месяца.

Результаты

Все эти полтора месяца я проходил как на иголках. Чем ближе была дата получения результатов, тем больше я сомневался в успехе, так что в последние два дня ожидания на меня было больно смотреть. Результаты должны были прийти 1 августа, а утром 2 августа я обнаружил в почте письмо от MIT.

«Dear Dmytro Rizdvanetskyi,

Congratulations! It is with great pleasure that I write to inform you of your admission to the ZLOGb Program at the Zaragoza Logistics Center in Zaragoza, Spain for the class beginning in January 2018. You join a select group of extraordinary and accomplished men and women. Your admission is both a tribute to your past accomplishments and your future promise. Let me be the first to welcome you to The MIT Global Supply Chain and Logistics Excellence (SCALE) Network! Please see the attached letter for further details from the ZLOGb program.

You have also been placed on the Waitlist for the SCMb program at MIT in Cambridge, Massachusetts. Your application was indeed very impressive. However, the SCMb program is both a selective and small program and the number of applicants greatly exceeds the number that we can admit. In our experience, some students who have been admitted find that they cannot attend for various personal or financial reasons. As soon as these positions open up, they are filled by highly qualified candidates like you. We expect to provide a waitlist update by early September.

Please let us know if you do not wish to remain on the SCMb waitlist by responding to this email no later than August 9, 2017. Either way, we need to receive your response no later than August 9, 2017 to grant you the fullest possible consideration. If you have any additional questions please feel free to contact me at *******@mit.edu.

Congratulations,

Mark Colvin»

Данное письмо требует пояснений относительно того, каким образом я поступал в США, но при этом оказался принят на учебу в Испанию.

Ехал в Массачусетс, а приехал в Сарагосу

Программа, на которую я подавался, была создана в MIT (США). С развитием международных партнерских договоренностей, ее начали преподавать и в других университетах мира, которые на сегодняшний день образуют так называемую MIT Global Scale Network.

Сеть университетов, в которых преподается программа MIT supply chain management

В результате оценки поданных заявок, кандидатов могли направить на обучение в США (MIT) или Сарагосу (ZLC). Был еще и третий вариант в виде вежливого отказа. В письме говорилось, что я:

  1. Поступил в Сарагоский Логистический Центр и могу потихоньку собирать чемоданы;
  2. Все еще имею шанс поступить в MIT, если кто-то из поступивших туда откажется, о чем меня в случае чего проинформируют в сентябре или позже.

Искушение поставить себя в список ожидания было очень большим, но я решил пока оставить попытки поступить в США и согласиться на программу в Испании, о чем и проинформировал в своем ответе на полученное письмо. Сделал я это после детального изучения отличий между двумя вариантами обучения. Более всего на мой выбор повлияло три момента:

  1. Стоимость программы в Испании с учетом проживания оценивалась в 25 000 евро – примерно в два раза дешевле, чем в США.
  2. Первые три недели обучения в любом случае пройдут в MIT. Они же будут наиболее насыщенными с точки зрения общения с мировыми лидерами отрасли, практических семинаров и посещения различных выставок и конференций.
  3. Диплом мне выдадут в Сарагоском Логистическом Центре, но в нем будет указано, что я прошел обучение по программе MIT.

Чем я занимаюсь теперь?

После поступления начинается сбор документов и финансов для оплаты обучения. В моем случае это подача заявок на испанскую студенческую и американскую визы, которая сопряжена с получением целой плеяды других бумажек, а также их переводов и апостилей к ним.

Старт обучения у меня намечен на 4 января 2018 года – в этот день я должен прибыть в MIT. Оплата за обучение производиться тремя траншами. Первый транш в 2000 евро я уже перевел. Второй, размером в 7850 евро, собираюсь перевести до 1 ноября 2017 года. На третий, который эквивалентен второму и который нужно закрыть не позже 31 января 2018 года, у меня денег нет. Сейчас я активно пишу эссе для участия в различных стипендиальных программах, а также организовал свою краудфандинговую кампанию. С помощью этой кампании пока удалось собрать 15% от требуемой суммы (более 10% я получил в биткоинах). Шанс, что я никуда не поеду по причине нехватки финансов, все еще велик. Надеюсь, этого не произойдет.

PLaza logistics park – место дислокации Zaragoza Logistics Center

Следующая амбициозная цель – попасть в команду Hyperloop Transportation Technologies. Я думаю, что мог бы быть полезен по части проектирования инфраструктуры для нового типа транспорта. В идеале мне хочется поучаствовать во внедрении проектов Hyperloop в нескольких точках мира, после чего поспособствовать появлению таких маршрутов и в Украине.

Выводы

Если очень захотеть, можно в космос полететь. Правда, полет будет непростым и может привести немного не туда, куда вы изначально планировали. Но удовольствие от процесса можно получить колоссальное. Как говорил старый коллаборационист Луи Селин: «Смерть – это награда за пережитый опыт», а любая попытка замахнуться на новые горизонты лишь делает его богаче.

Автор: Дмитрий Риздванецкий, менеджер проектов в группе компаний FOZZY GROUP