Я с дочерью Джесси приехал в Киев (речь о визите Дрейпера в Украину в 2005 году – ред.). Мне нравится брать детей в деловые поездки, так они видят, в чем состоит моя работа и где я бываю. Я слышал о потенциальной возможности инвестировать в аутсорс-компанию в Украине под названием USC и хотел проверить это. Роман Кизык, человек, продвигавший эту компанию, тогда был знаком с президентом Ющенко и устроил нам встречу.
Роман рассказал мне об Оранжевой революции, когда революционеры с помощью мессенджеров организовывали поставки всего – от еды до цветов. Еда нужна была, чтобы поддержать протестующих, которые хотели свалить правительство. Цветы – для симпатичных девушек, которые могли бы класть их в оружие милиции. Революция удалась, но не без жертв. Президент Ющенко был отравлен. Он пережил отравление, но оно ослабило его здоровье и сказалось на его лице.
Мы пробрались сквозь лабиринт зданий и разнообразных охранников, чтобы наконец дойти до президентского кабинета. Он встретил нас в красивой комнате, украшенной замечательным гобеленом. Ющенко указал на него и объяснил, что на этом историческом полотне показано, как Украина стала первой демократией и что он планирует вернуть страну к этому состоянию. Затем он попросил меня инвестировать в Украину. Я ответил: “Зачем мне это? Я слышал, что только для регистрации юрлица здесь необходимо прождать шесть месяцев и пройти через 23 бюрократов”.
Он, превозмогая болезнь, авторитетно ответил: “Это можно будет сократить до одной недели и одного бюрократа!”. Это был человек, который сражался за свободу своей страны и он планировал смелые шаги, чтобы освободить ее. Мы покинули президентский кабинет в надежде, что у него получится принести Украине свободу и свободные рыночные отношения.
Все еще взволнованные после встречи с самим президентом, мы поехали на встречу с аутсорсинговой компанией. Я об этом не знал, но они собрали 40 инженеров, которые сидели и делали вид, что заняты работой, чтобы склонить меня к инвестициям. И это сработало. Вопреки здравому суждению дочери о том, что предприниматель произвел неприятное впечатление, я вложил деньги в компанию. Роман затем собрал большую пресс-конференцию, чтобы объявить об инвестиции. Не думаю, что когда-либо видел столько камер в одном помещении. Мы покинули Украину, воодушевленные тем предпринимательским рвением, которое здесь встретили.
Как оказалось, предприниматель Сергей Лобойко провалился и не смог отчитаться о том, куда делись деньги (Сергей Лобойко в то время фигурировал в новостях, как управляющий директор венчурной компании “Техинвест”, которая должна была выступить партнером фонда Дрейпера – ред.). Интересно, но это – один из трех раз за все мои 30 лет как инвестора, когда, как мне кажется, меня надули. Предприниматели в большинстве своем идут за своей миссией, а деньги – это просто дорога к ее реализации.
Я понял, что Украине предстоит долгий путь к честному предпринимательскому сообществу, но я также видел, что Украина уже пытается меняться. С помощью технологий, вирусного маркетинга, новых коммуникаций Украина пыталась реализовать новый способ мышления.
И хотя Ющенко проиграл следующие выборы и страна вернулась к коррупционному прошлому, нация уже увидела потенциал демократии и капитализма. Похоже, что со временем конкуренция и прозрачность станут неотъемлемой частью этой страны и она получит шанс на процветание. Коррумпированные правительства ведут к коррумпированному народу и нищете. Честные – к честным и открытым гражданам, и достатку.
UPD: уже после публикации материала Тима Дрейпера на Medium из оригинального текста исчезло одно имя – Сергей Лобойко. Первоначально оно там было, в редакции есть соответствующие подтверждение – скриншот первой версии текста (ниже). На данный момент редакция ждет ответа от Тима Дрейпера с объяснением причины изменения. Также еще раз отметим, что приведенный выше текст – перевод части книги Тима Дрейпера, а не авторский материал издания.
До удаления:
После удаления: