На протяжении десятилетий финансовые эксперты в Китае не считали Ванга Чуанфу, предпринимателя в сфере экологических технологий и главного исполнительного директора фирмы по производству батарей и электромобилей BYD, влиятельным в мировой автоиндустрии. Девять лет назад Уоррен Баффет приобрел 10% акций BYD, исправив несправедливость. Но бензиновые автомобили продолжали доминировать не только в Китае, но и во всем мире, в результате чего Ванг оказался в тени глав других корпораций: Renault – Карлоса Гона, General Motors – Мэри Барры, и Volkswagen – Матиаса Мюллера.

Фото: Bloomberg

Но теперь, спустя 22 года после основания компании, BYD стала крупнейшим продавцом электромобилей в Китае, а ее акции вернулись к стратосферным уровням. В сентябре правительство заявило, что начало работу над графиком остановки производства и продажи транспортных средств, работающих на ископаемом топливе. Оно также обнародовало программу торговли квотами на выбросы, которая должна заставить производителей автомобилей с бензиновым двигателем покупать кредиты у производителей электромобилей или предпринимать собственные усилия для создания таких транспортных средств. В любом случае, BYD в выигрыше.

С августа акции BYD, продающиеся в Гонконге, выросли на 44%, до около 70 гонконгских долларов ($8,97) и по оценке аналитика JPMorgan Chase & Co. Ника Лайа могут еще подняться почти на 40%.

Ванга часто называют китайским Илоном Маском, но точнее будет сказать, что Маск – это американский Ванг Чуанфу. Оба получили известность, поставив на возможности использования литиево-ионных батарей для силовых транспортных средств и отвергнув столетний удушающий двигатель внутреннего сгорания. Но Ванг все же опередил американского новатора, начав свой бизнес как производитель батареек для сотовых телефонов и построив свой первый крупномасштабный завод по производству автомобилей в 2003 году. Он продал свой первый тиражный EV в 2008 году, затем в том же году построил свой первый завод солнечных панелей и в 2009 начал производство электрических коммерческих автобусов. В то время, как Tesla Inc. только представила свой первый EV в 2008 году, а солнечными батареями занялась в 2016 году.

Более того, Ванг является бесспорным лидером по двум ключевым показателям: продажам автомобилей и прибыли. В прошлом году в Китае BYD продала 100 183 автомобилей на новой энергии (китайский термин для EV и гибридов), а его электрические автобусы работают в 200 городах по всему миру. Tesla продала 76 230 электромобилей по всему миру и еще даже не приступила к продажам грузовиков или автобусов на новой энергии. BYD увеличил чистую прибыль на 79 процентов, до 5,1 млрд. юаней ($768 миллионов) в прошлом году и никогда не регистрировала убыток. Четырнадцатилетняя Tesla еще не получила прибыль, так как она вкладывает значительные средства в развитие продукта.

Фото: Bloomberg

Но ранее, когда в 2003 году Ванг заявил, что его телефонно-батареечный бизнес собирается приобрести автопроизводителя, инвесторы начали бежать не оглядываясь, акции упали на 31% за три дня. Пять лет спустя, компактная F3 компании BYD была самой продаваемой моделью в Китае, и компания начала продажи своих первых двухсистемных автомобилей с гибридной силовой установкой. В том же 2008 году MidAmerican Energy Holdings Co., принадлежащая Баффетту, теперь называемая Berkshire Hathaway Energy Co., заключила сделку по приобретению 10% BYD за 1,8 млрд гонконгских долларов ($232 млн).

В 2008 году общий объем продаж новых автомобилей в Китае составил всего 24 000 единиц, но к 2015 году, BYD расширился, начав производить электрические автобусы, автоогрузчики, дорожные подметальные машины и легкие грузовики. Год спустя присоединился южнокорейский гигант Samsung, заплатив 3 млрд юаней ($449 миллионов) за 2% акций компании BYD – это почти двойные инвестиции Баффета на одну пятую долю в китайской компании.