Эван Шпигель, сооснователь и генеральный директор Snapchat, до недавнего времени не любил публичности. Но растущая популярность сервиса и компании среди подростков заставили его обратить на себя внимание.
Спустя 8 месяцев после того, как компания вышла на IPO, лучшие ее разработки копируют конкуренты, отмечается падение акций, а лидеры мнений переходят на другие платформы. Для Шпигеля это стало причиной рассказать историю Snap и акцентировать внимание на том, что таргетированной аудиторией его сервиса являются именно взрослые.
История Snapchat – это интересный кейс, который позволяет понять, как данные, интуиция и творчество могут взаимодействовать между собой в XXI веке. Для завоевания любой аудитории совсем не обязательно быть Google или Facebook.
На первый взгляд, история Snapchat не отличается от других стартапов Кремниевой долины – трое уверенных в себе студентов создали приложение, которое спустя 6 лет оценивается в $20 млрд. Шпигель управляет компанией, основываясь не на эмпирических данных, а, скорее, на своей интуиции и творчестве. Он явно не верит в то, что машины могут предлагать решения лучше, чем человек.
Во времена, когда рейтинги повсюду – Google оценивает поисковые результаты, Facebook – посты ваших друзей, а Uber – профессионализм водителей, успех Snapchat заключается в сочетании интуиции, креатива и творчества, а не алгоритмов.
Хорошей новостью для Snap является то, что его обожают подростки. По данным свежего опроса Piper Jaffray, 47% тинейджеров назвали Snapchat своим любимым приложением. Это в 2 раза больше показателей Twitter, Facebook и Instagram вместе взятых. В то же время, сервису уже активно наступают на пятки запущенные Facebook Instagram Stories. Еще одно недавнее исследование показало, что 12 лидеров мнений, которые используют обе платформы, чаще все-таки постят в Stories, чем в Snapchat. Вопрос о том, сможет ли Snap выстоять в конкурентной борьбе с Facebook, остается открытым.
В 2011 году одна за другой появлялись компании, которые стремились заставить Facebook поступиться лидерством. Среди них – Twitter и MySpace. Не было недостатка в стартапах, которые хотели повторить успех Цукерберга (Diaspora, Path, App.net), но с какой-то определенной отличительной чертой. Удивительно то, что стать настоящим конкурентом Facebook получилось у сервиса, который не был похож на все остальные. Он не задумывался как бизнес-идея или компания. Это была игрушка.
Главное правило успешного создания социальной сети того времени гласило, что пользователи хотят создавать контент и управлять им. А информацию, которой они делятся, можно использовать в рекламных целях. Но трое студентов Стэнфорда – Эван Шпигель, Бобби Мерфи и Реджи Браун — сделали приложение, которое, скорее, подошло бы, ученику колледжа, чем серьезному инженеру, инвестору или, прямо скажем, взрослому. Это была не социальная сеть, а приложение, позволяющее отправлять забавные фото.
Против системы
Snapchat изначально был сфокусирован на конфиденциальности и индивидуальном общении. Чтобы никак не ограничивать пользователей, разработчики не стали добавлять «счетчики тщеславия» вроде лайков и позаботились о том, чтобы фото удалялись сразу после просмотра.
Постепенно стало ясно, что Шпигель и его друзья попали в точку. Пользователям понравилась идея делиться своими фотографиями с кем-то конкретным, не показывая их при этом в ленте у друзей, родителей, начальства и т.д. Вместе с тем, пресса не слишком хорошо отнеслась к новому приложению, назвав его приманкой для хакеров и маньяков. Даже некоторые инвесторы Кремниевой долины сегодня признаются, что посчитали Snap «тривиальным» без алгоритма ранжирования и, следовательно, без очевидных коммерческих возможностей. И это во времена, когда абсолютно все имеют систему ранжирования – от Google до LinkedIn. Приложение Шпигеля и его друзей даже сейчас всячески противится использованию определенного алгоритма. У компании достаточно ресурсов для того, чтобы разработать сложную систему, но она не делает этого, следуя собственной философии.
Во время одного из своих редких выступлений на Vanity Fairs New Establishment Summit в октябре, Шпигель отметил, что считает алгоритмы ранжирования препятствием для свободного выражения мыслей. Попадая в мир социальных сетей, пользователь видит успешные медиа, созданные другими людьми и сомневается, что его контент действительно кто-то будет оценивать. Примерно так же сооснователь Snap описывает и метод ранжирования новостей в Facebook, считая его причиной того, что редакции теряют свою уникальность в погоне за привлекательными заголовками.
Концепция Snapchat базируется на творчестве, качестве и самовыражении. А самого Шпигеля можно, скорее, назвать художником, чем техническим директором. Но это совсем не значит, что Snap не использует данные. Но, в отличие от других сервисов, он подкрепляет ими свои гипотезы, а не наоборот. Шпигель рассказывал, что, когда создавал собственную компанию, 1 из 10 отправленных пользователями сообщений содержало фото. Основатели Snapchat предположили, что людям будет интересно общаться с помощью фотографий. И они не прогадали.
Примерно так же, опираясь на собственную интуицию и гипотезы, создатели сервиса впервые предложили использовать вертикальный формат видеороликов. Такое решение основывалось не на данных исследований, которые появились позже, а на их собственном наблюдении о том, что люди попросту не переворачивают свои смартфоны, просматривая ролики.
Но такой подход срабатывает не всегда. Так, в прошлом году компания объявила о том, что меняет название со Snapchat на Snap и выпускает свой первый hardware-продукт: очки Spectacles, способные записывать 10-секундное видео. Несмотря на недавний провал Google Glass, Spectacles получили хорошие отзывы, но им еще предстоит завоевать широкую аудиторию. По Словам Шпигеля, компания продала около 150 000 штук очков, но темпы роста начинают замедляться.
Совсем недавно Snap представил еще одну свою инновацию – Context Cards, которая снова отличается оригинальным подходом. Она основывается на том, что будущее поиска не за текстом, а за фотографиями. Это новая догадка команды компании.
Похоже, что даже несмотря на выход на IPO и давление инвесторов, Эван Шпигель продолжает делать упор на нестандартные подходы, в отличие от других крупных технологических компаний. «Когда ты новатор, нет смысла торопиться. Создавая что-то новое, нужно действовать основательно и медленно», – отмечает Шпигель. Именно таким подходом его сервис и отличается от Facebook, который все всегда делает быстро и с помощью этого зарабатывает большие прибыли, в то время как в первые 2 месяца в статусе публичной компании Snap показал не самые хорошие результаты. Стоит отметить, что в последнее время компания Цукерберга все же пересмотрела свою стратегию и более тщательно подходит к запуску новых продуктов. Даже Stories команда ведущей мировой соцсети запускала поэтапно – сначала в Instagram и WhatsApp, а потом в самом Facebook.
Несмотря на отзывы инвесторов о слабом росте компании, Шпигель намерен продолжать ориентироваться на творчество в своих подходах к бизнесу. Есть предположение, что компания намерена внедрять автоматизацию, но пока не понятно, как она будет гармонировать со всей работой системы.
Кроме того, актуальным остается вопрос возраста пользователей Snapchat. Подростки рассматривались как основа роста социальной платформы, но количество аудитории уменьшается даже несмотря на то, что тинейджеры используют Snap активнее, чем когда-либо. Подходы, которые применяет команда сервиса, могут ограничивать привлекательность приложения для старшей возрастной группы. Но при этом, Шпигель не планирует упрощать свои продукты, чтобы привести их к общему знаменателю. Возможно, это и не нужно.