Сегодня рентабельность майнинга снизилась, поскольку для получения хорошего дохода с его помощью требуются все более значительные компьютерные мощности, которые не каждый может и хочет приобретать. Поэтому многие предпочитают зарабатывать в области блокчейн-технологий более традиционным для мировой экономики методом: создают стартап и привлекают инвестиции для его развития.
Для привлечения инвесторов используется множество методов. Предложение монет, которые после ICO при успешном развитии проекта можно будет выгодно продать на бирже, — конечно, один из них. Но есть и другие — например, предложение процента от прибыли или права на владение какими-то активами компании, которая проводит ICO.
Список таких прав, гарантий и активов огромен и зависит от фантазии стартапера и того, чем он готов поделиться с инвесторами. Право на получение всех этих благ стартапер закладывает в собственный вид криптовалюты, которая выпускается и продается за фиатные деньги в процессе ICO. В каждую единицу криптовалюты вложен определенный «процент» прав и бонусов, и, таким образом, чем больше единиц валюты этой компании приобретает инвестор, тем больше прав и бонусов, которые предоставляет эта компания, он получает.
Эти единицы валюты и называются токенами ICO. По сути, цифровой токен ICO — это внутренняя валюта компании, которая выпускается и распространяется в процессе ICO с целью привлечения инвестиций и за которую в каждом конкретном случае инвестор может получить разнообразные конкретные блага.
Как повысить стоимость токенов при проведении ICO
Определение правильной стоимости токена во время проведения ICO — одна из главных задач стартапера или его финансового консультанта, от которой зависит прибыльность ICO. С одной стороны цену токена определяет востребованность продукта, с другой — количество токенов, которые планируется продать в ходе ICO, с третьей — то, что именно инвестор получает в результате приобретения токенов. Необходимо оценить взаимное влияние всех факторов.
Если токены предоставляют инвестору право на приобретение товара или услуги, необходимо оценить распространенность продукта на традиционном рынке. При условии наличия там аналогичных продуктов стоит исходить из рыночной цены и устанавливать стоимость токена таким образом, чтобы инвестор мог купить продукт у компании-эмитента по цене ниже рыночной. Это привлечет инвесторов, готовых рискнуть ради приобретения требуемого продукта по более низкой цене, а значит, получится продать больше токенов. При этом компания-эмитент должна убедить инвестора, что продукт будет не хуже представленных на рынке. Если компания предлагает токены-акции, формула расчета стоимость токена будет другой, а если кредитные токены — третьей.
Товар или услуга, которые отсутствуют на рынке в принципе, но к появлению которых он готов, позволяют варьировать стоимость токена в более широком диапазоне и устанавливать более высокую цену за один токен.
Продажа большого количества токенов в ходе ICO оправдана только тогда, когда предполагается очень высокий спрос на товар или услугу. В противном случае рынок окажется перенасыщен токенами, в которые заложены блага с относительно низким спросом, и их стоимость существенно упадет. Между тем как небольшое количество токенов могло бы создать умеренный дефицит даже не очень востребованного продукта и повысило бы стоимость каждого токена.
Проверенный и практически универсальный способ повысить стоимость токенов — внедрить в них реальные бонусы и, если это возможно, дать дополнительные гарантии по использованию привлеченных средств. Например, неплохие гарантии во время ICO предоставила инвесторам криптовалютная биржа BitFlip. Она пообещала 30% дохода выделять на поддержание стоимости своих токенов. Деньги, по словам разработчиков, будут храниться во FLIP, тем самым гарантированно повышая ценность токенов при условии роста оборота.
Можно задействовать механизмы коммерческой политики. Например, установить корректируемые скидки на товары или услуги и варьировать их размер в зависимости от времени приобретения токенов. То есть, к примеру, в течение небольшого отрезка времени после проведения ICO держатели токенов смогут получить товар или услугу с большей скидкой, чем через два месяца.
Наконец, не следует забывать о классических методах повышения стоимости компании, таких как наличие четкой стратегии развития бизнеса в открытом для потенциальных инвесторов доступе, формирование делового имиджа и хорошей репутации. Это может показаться банальным, однако без сформированного доверия наивно рассчитывать на длинную очередь из желающих приобрести токены.
Насколько высокую стоимость токенов имеет смысл устанавливать
Многие стартаперы стремятся установить как можно более высокую цену за один токен, но это не всегда оправдано, даже если проект представляется успешным.
Завышение стоимости токена может привести к ряду негативных последствий, а именно:
- потере части потенциальных инвесторов;
- падению стоимости токенов после ICO;
- чрезмерной стоимости токена после ICO в дальней перспективе.
Безусловно, купить токен за 0,2$ финансово легче, чем за 1$. Часть потенциальных инвесторов, особенно новичков и инвесторов с небольшим бюджетом, руководствуется этим нехитрым правилом. Но и крупные инвесторы чаще покупают больше токенов по низкой цене, чем меньше — по высокой. Обусловлено это тем, что риск падения цен на изначально дешевые токены после ICO ниже, чем риск их падения на дорогие токены. Если проект более или менее перспективен, вероятность повышения цены на более дешевый токен в N раз выше, чем на дорогой в те же N раз. К тому же пятью токенами оперировать, когда они поднимутся в цене, удобнее, чем одним.
Токен, цена которого слишком высока, может подешеветь после ICO, если продукт компании окажется недостаточно востребованным. Лучше установить максимально низкую цену из всего диапазона целесообразных (т. е. тех, при которых привлечение необходимой суммы реально) и подождать, пока она вырастет после ICO до рыночной, чем устанавливать сразу рыночную (и тем более — выше рыночной).
Сложнее ситуация с чрезмерным повышением стоимости токена в долгосрочной перспективе. Дело в том, что гипердефляция может привести к накопительской схеме использования токенов держателями. Наблюдая за неуклонным ростом цены валюты, владельцами которой являются, они не будут стремиться ее продать и/или получить те услуги и права, получение которых предполагает соответствующий токен, а вместо этого будут ждать, когда цена поднимется еще больше.
Решить эту проблему можно, предложив, например, рынку токены из резерва, но, во-первых, к тому времени как токен возрастет в цене настолько существенно, никакого резерва уже может не быть, а во-вторых, если токен, наоборот, вырос очень быстро и не кажется устойчивым, появление на рынке новых единиц в большом объеме может повлечь за собой резкое снижение курса, что негативно скажется на репутации токена и компании-эмитента.
Подводя черту, можно сказать, что максимизация стоимости токенов – цель, разумеется, правильная и коммерчески оправданная, однако здесь также важно знать меру и учитывать все нюансы, чтобы проведенное ICO действительно стало началом успешного долгосрочного бизнеса, а не сиюминутным заработком.
Автор: Дмитрий Карпиловский, основатель проекта Cryptonet.